Стр.: 7
Надо войти или зарегистрироваться
  Сообщений: 112
9 апреля 2015 г.
Добрый вечер. У меня вот такая проблема возникла по поводу контроллера. У меня установлены 4 панели по 140ватт, каждая выдаёт ток 7.96 ампер, и того общий ток 31.84 ампер. Система 12 вольт. АКБ 6шт. по 60 а.ч И вот контроллер у меня всего лишь на 30 ампер. Просто я подумал что ну не дадут панели всю свою мощь, а не тут то было. Зимой то не давали, а вот пришла весна и я как то днём не видел, потому что на работе постоянно. А сегодня я попал домой в обед , гдето 12.30 - 13.00 и посмотрел И.. вижу я на контроллере 31.8ампера У меня вопрос. Что может случится и с чем? Не сгорит ли что то? Ведь я так думаю что только в обед такой ток будит идти.
Участник
Регистрация: 30.10.14 Сообщения: 9
Отредактировано 10 апреля 2015 г. srsolnechnye
serg.lu
Что может случится и с чем? Не сгорит ли что то?

 
Контроллер может сгореть, больше нечему.
Если не сгорел, то хорошо. Можно надеяться, что контроллеры имеют какой-то допуск по мощности, т.е. если контроллер по паспорту на 30 А, то он и 33 А выдержит, но это не документированные возможности, т.е. риск. Кроме того, контроллер может иметь защиту от перегрузки, и если она сработает - хорошо, не сработает - плохо. Еще вариант - сгорит предохранитель в контроллере (если он есть и сработает).
Даже если контроллер и выдерживает повышенные токи и, возможно, срабатывает защита, то работа в таком режиме, наверное, сократит время жизни контроллера.
А ведь мы обсуждали, что для Ваших 4-х панелей по 140 Вт при системе на 12 В контроллера на 30 А недостаточно...
Модератор
Регистрация: 12.01.13 Сообщения: 870
10 апреля 2015 г.
srsolnechnye
serg.lu
Что может случится и с чем? Не сгорит ли что то?

 
Контроллер может сгореть, больше нечему.
Если не сгорел, то хорошо. Можно надеяться, что контроллеры имеют какой-то допуск по мощности, т.е. если контроллер по паспорту на 30 А, то он и 33 А выдержит, но это не документированные возможности, т.е. риск. Кроме того, контроллер может иметь защиту от перегрузки, и если она сработает - хорошо, не сработает - плохо. Еще вариант - сгорит предохранитель в контроллере (если он есть и сработает).
Даже если контроллер и выдерживает повышенные токи и, возможно, срабатывает защита, то работа в таком режиме, наверное, сократит время жизни контроллера.
А ведь мы обсуждали, что для Ваших 4-х панелей по 140 Вт при системе на 12 В контроллера на 30 А недостаточно...

  Защита в контроллере есть ( контроллер wellsee C2430) , но защита не срабатывала, контроллер как обычно работал. Я думаю действительно какой то запас в нём есть, потому что он даже не грелся.А так наверное со временем куплю на больший ток.
Участник
Регистрация: 30.10.14 Сообщения: 9
11 апреля 2015 г.
serg.lu
Я думаю действительно какой то запас в нём есть, потому что он даже не грелся.

 
"Греется" и "сгорает" разные вещи ). Греться контроллер может из-за плохих условий вентиляции, а не из-за превышения тока.
Выделяемая при происхождении тока теплота, конечно пропорциональна квадрату силы тока, но при разнице токов в 32 и 30 А за небольшой промежуток времени разницу в нагреве Вы вряд ли почувствуете. А вот сгореть от значительного превышения силы тока электроника может практически мгновенно и нагреться не успеет. Но т.к. значительного превышения по току у Вас нет, и практика показала, что контроллер выдерживает, то пока все неплохо. Ну и позитив - панели отдают практически полную заявленную мощность.
Модератор
Регистрация: 12.01.13 Сообщения: 870
8 июня 2015 г.
Прошу немного проконсультировать по оборудованию.

Имеется:
1. СП Модель: CHN100-36M 2 шт.
2. Контроллер Модель: VS2024BN
3. Аккумулятор Модель: GX12-100
4. Кабель от СП Модель: Solar Cable 4mm

Хочу добавить:
1. СП Модель: CHN90-36M
2. Аккумулятор GX12-100

В связи с чем возникли вопросы:
1. Достаточно ли будет сечения имеющегося у меня кабеля( 4 мм.)?
2. Третью панель можно подсоединить посредством двух переходников MC4-multi , т.е воткнуть переходник в переходник?

Один из аккумуляторов у меня будет постоянно подключён к панелям и на нем постоянно нагрузка(холодильник, свет и т.д.),
а второй аккумулятор я буду использовать для лодочного электромотора, вопросы такие:
1. Надо ли каждый раз, когда я ставлю второй аккумулятор на зарядку, а потом отсоединяю, менять настройки в контроллере(там есть данные на аккумулятор, ёмкость)?
2. Каким образом будет распределяться заряд между двумя акк., когда я принесу второй разряженный и поставлю на зарядку? Напряжение между двумя акку. будет выравниваться или нет? Вся мощность с панелей идёт в наиболее разряженный в этом случае?
3. Можно ли сделать на часто отсоединяемый акк. провода с "крокодилами" или такой способ ненадёжен и лучше всё таки затягивать болтами?
Участник
Регистрация: 21.06.14 Сообщения: 77
8 июня 2015 г.
Dmitriy_K
1. Достаточно ли будет сечения имеющегося у меня кабеля( 4 мм.)?

По максимальному току - достаточно. Если длина кабеля более 5 метров, то лучше заменить на 6 кв.мм. для уменьшения потерь.

Dmitriy_K
2. Третью панель можно подсоединить посредством двух переходников MC4-multi , т.е воткнуть переходник в переходник?

Да, можно. Но лучше использовать отдельный кабель до панели (тогда и на 6 кв.мм. менять не нужно).

Dmitriy_K
1. Надо ли каждый раз, когда я ставлю второй аккумулятор на зарядку, а потом отсоединяю, менять настройки в контроллере(там есть данные на аккумулятор, ёмкость)?

Нет, не нужно. Такое впечатление, что этот параметр в серии контроллеров Epsolar VS "на будущее" и пока не влияет ни на что.

Dmitriy_K
2. Каким образом будет распределяться заряд между двумя акк., когда я принесу второй разряженный и поставлю на зарядку? Напряжение между двумя акку. будет выравниваться или нет? Вся мощность с панелей идёт в наиболее разряженный в этом случае?

Не знаю, что посоветовать, кроме раздельной зарядки АКБ.
А проблема при совместной зарядке будет следующая: одна АКБ заряжена и при подключении второй разряженной возникнет очень высокий ток между этими двумя АКБ (ток может достигать 100 Ампер и более, что не рекомендуется для АКБ на 100 А*час, т.к. максимум можно 30 Ампер). Через некоторое время напряжение выровняется и большой ток прекратится. Останется только ток заряда от СБ, который в большей части пойдет на более разряженную АКБ.
 
Dmitriy_K
3. Можно ли сделать на часто отсоединяемый акк. провода с "крокодилами" или такой способ ненадёжен и лучше всё таки затягивать болтами?

В принципе можно. Но остается проблема, описанная выше.
Админ
Регистрация: 29.07.11 Сообщения: 996
Отредактировано 9 июня 2015 г. srsolnechnye
Dmitriy_K
Один из аккумуляторов у меня будет постоянно подключён к панелям и на нем постоянно нагрузка(холодильник, свет и т.д.),
а второй аккумулятор я буду использовать для лодочного электромотора

 
По поводу данной проблемы поделюсь небольшим личным опытом в близкой ситуации. На первый взгляд это странная идея, почти извращение, но результат оказался вполне позитивный. У соседа в деревне лодочный электромотор, аккумулятор 100 А*ч, скорее всего AGM, возможно и просто заливной необслуживаемый, т.н. глубокого разряда (старая маркировка у меня нет уверенности). Он его заряжает от генератора, понятно, что это мука, т.к. время полного заряда более 10 часов, столько гонять генератор нецелесообразно, включает вечером на пару часов параллельно с другими задачами и все растягивается на неделю. В порядке тех. помощи решил его зарядить от своих солнечных батарей. Но! у меня система на 24 В, две панели по 100 Вт и два АКБ по 75 А*ч, правда контроллер MPPT и отсоединив свои АКБ, мог бы подключить его. Но, тут еще два но: во-первых не хотелось оставаться надолго без уже привычного электричества, во-вторых сосед консерватор и доверяет только своему фирменному импортному заряднику, там какие-то свои режимы, я даже разбираться не стал, про контроллеры СБ ничего не знает, а мне не хотелось брать на себя ответственность. В конце концов, чтобы не смущать друга пришел к простому решению: подключил его зарядник к своим 220 В с инвертора, чтобы все было как обычно. Понятно, что потери на инверторе, но это порядка 10 процентов, зато все спокойны. В результате, на первый взгляд кажется, что заряжали 100 А*ч АКБ от двух по 75 А*ч, да еще потери на инверторе, собственно поэтому и извращение... Но не тут - то было. Зарядник в нужном для кислотного АКБ режиме имеет мощность порядка 100 - 150 Вт (ток до 10 ампер). Моим АКБ, которые, как правило, при длинном солнечном дне живут практически в буферном режиме, нужны первые амперы и всю мощность от солнечных панелей они не потребляют. При подключении чужого АКБ, контроллер добавил ток и прекрасно стал заряжать внешний аккумулятор. Надо иметь ввиду, что, конечно, это все хорошо в солнечный день и при почти полностью заряженных "основных" АКБ. Когда набегали тучи, конечно начинали разряжаться мои АКБ. Но по мере заряда внешнего аккумулятора он потребляет все меньший ток и на круг, за июньский день с переменной облачностью, зарядили этот 100 А*ч аккумулятор, а мои аккумуляторы остались практически в том же состоянии с которого начали заряд. Жаль не записал все характеристики зарядника и АКб, все быстро забывается, да это оказалось и не принципиально. Если интересно можно со временем уточнить.
Модератор
Регистрация: 12.01.13 Сообщения: 870
Отредактировано 9 июня 2015 г. srsolnechnye
Что-то меня в ночи на лирику потянуло - слишком много букв и лирических отступлений.
Изложу как техническое решение:
Задача: с помощью системы основанной на солнечных батареях заряжать дополнительный аккумулятор или заряжать разные по характеристикам и функциональному назначению аккумуляторы.
Основное условие: мощность солнечных панелей, в принципе, должна соответствовать суммарной емкости аккумуляторов, чтобы заряжать их за приемлемое для Вас время.
Второе условие: мощность системы, учитывая мощность инвертора, должна позволять заряжать дополнительный аккумулятор от собственного зарядного устройства на 220 В.
По большому счету нет никакой разницы как заряжать одновременно несколько аккумуляторов - напрямую от контроллера или одну группу от контроллера, а другую от собственного зарядного устройства, подключенного к инвертору.
Минусы: потери мощности на КПД инвертора и зарядного устройства и стоимость дополнительного зарядного устройства.
Плюсы: не надо перемонтировать и перенастраивать систему под конкретный аккумулятор, нет проблем с переходными токами и уравниванием напряжений (то о чем писал vsv).
Можно одновременно заряжать не только разные по степени разряда аккумуляторы, но и аккумуляторы разной емкости и разных типов - гелевые, AGM, с жидким электролитом, вообще любые, для которых есть зарядное устройство.
Не имеет значение на какое номинальное напряжение собрана основная система.
Система легко регулируется - в случае если стало пасмурно и есть опасение, что мощности не хватает на поддержание основного аккумулятора и все необходимые нагрузки - просто отключаете зарядное устройство, вышло солнце - снова подключаете.
Модератор
Регистрация: 12.01.13 Сообщения: 870
9 июня 2015 г.
srsolnechnye
...
... заряжать дополнительный аккумулятор от собственного зарядного устройства на 220 В. ...

  И действительно, лирики много)
Но для меня такой вариант неприемлем, по причине космических цен на эти зарядные устройства.
Участник
Регистрация: 21.06.14 Сообщения: 77
9 июня 2015 г.
vsv


Dmitriy_K

1. Достаточно ли будет сечения имеющегося у меня кабеля( 4 мм.)?


По максимальному току - достаточно. Если длина кабеля более 5 метров, то лучше заменить на 6 кв.мм. для уменьшения потерь.

 



vsv

Dmitriy_K

2. Третью панель можно подсоединить посредством двух переходников MC4-multi , т.е воткнуть переходник в переходник?


Да, можно. Но лучше использовать отдельный кабель до панели (тогда и на 6 кв.мм. менять не нужно).

 


Вот здесь поясните пожалуйста!
У мення ситуация такая.
Две панели по 100 Вт.
Включены параллельно своими штатными проводами в двойники MC4-multi .
Далее у меня кабель Solar Cable 4mm длинной 8 м. и подключение в контроллер.
Я планировал купить ещё MC4-multi, воткнуть в имеющиеся MC4-multi, получится тройник, куда я бы подключил третью панель.
Что вы имеете ввиду под "использовать отдельный кабель до панели"? Не хочется менять кабель честно говоря, я тут пытаюсь поэкономнее...))


vsv


Dmitriy_K

2. Каким образом будет распределяться заряд между двумя акк., когда я принесу второй разряженный и поставлю на зарядку? Напряжение между двумя акку. будет выравниваться или нет? Вся мощность с панелей идёт в наиболее разряженный в этом случае?


Не знаю, что посоветовать, кроме раздельной зарядки АКБ.
А проблема при совместной зарядке будет следующая: одна АКБ заряжена и при подключении второй разряженной возникнет очень высокий ток между этими двумя АКБ (ток может достигать 100 Ампер и более, что не рекомендуется для АКБ на 100 А*час, т.к. максимум можно 30 Ампер). Через некоторое время напряжение выровняется и большой ток прекратится. Останется только ток заряда от СБ, который в большей части пойдет на более разряженную АКБ.



.

 
Вот вы меня вообще убили этим наповал! Оо
Я то думал, что смогу заряжать своей системой разряженный аккумулятор, а оказывается вот что...Я предположил большие токи, поэтому и спросил.
Как же тогда быть? Как заряжать разряжаемый аккумулятор? вариантов нет? Только зарядное устройство? Нет возможности тратить столько денег на новый наворот...
Участник
Регистрация: 21.06.14 Сообщения: 77
10 июня 2015 г.
Dmitriy_K
Как же тогда быть? Как заряжать разряжаемый аккумулятор? вариантов нет? Только зарядное устройство? Нет возможности тратить столько денег на новый наворот...

 
Dmitriy_K, добрый вечер! Меня тоже не радует цена на зарядные устройства, скажем так, европейских фирм. Обидно, когда зарядник стоит как лодочный электромотор... Но, вообще - то есть и более дешевые азиатские варианты. Не хочу здесь рекламировать, но если поищете в интернете - найдете. О качестве ничего сказать не могу - нет опыта эксплуатации.
Модератор
Регистрация: 12.01.13 Сообщения: 870
10 июня 2015 г.
Dmitriy_K
Я планировал купить ещё MC4-multi, воткнуть в имеющиеся MC4-multi, получится тройник, куда я бы подключил третью панель.
Что вы имеете ввиду под "использовать отдельный кабель до панели"? Не хочется менять кабель честно говоря, я тут пытаюсь поэкономнее...))

Если поэкономнее, то делайте, как планировали (купить ещё MC4-multi, воткнуть в имеющиеся MC4-multi, получится тройник).
А "использовать отдельный кабель до панели" - это купить еще 8 метров кабеля + MC4 до одной панели и не покупать MC4-multi.
 
Dmitriy_K
Я то думал, что смогу заряжать своей системой разряженный аккумулятор, а оказывается вот что...Я предположил большие токи, поэтому и спросил.
Как же тогда быть? Как заряжать разряжаемый аккумулятор?

Заряжать сможете. Но, возможно будет не очень удобно. Вариант следующий: при необходимости подключить разряженный АКБ к контроллеру, нужно будет отключить СБ от контроллера (нужно поставить выключатель или автомат), отключить контроллер от основной АКБ (нужно поставить выключатель или автомат), затем подключить разяряженную АКБ к контроллеру и подключить СБ.
При этом, инвертором можно продолжать пользоваться (просто временно не будет подзаряда).
После того, как напряжение на разряженном аккумуляторе достигнет 12,5-13,0 Вольт, можно обратно подключить основной аккумулятор к контроллеру и заряд пойдет на оба аккумулятора.
Админ
Регистрация: 29.07.11 Сообщения: 996
10 июня 2015 г.
Dmitriy_K
3. Можно ли сделать на часто отсоединяемый акк. провода с "крокодилами" или такой способ ненадёжен и лучше всё таки затягивать болтами?

 
Есть автомобильные накидные контакты, которые обжимаются и фиксируются рычагом.
Активный
Регистрация: 15.02.14 Сообщения: 164
Отредактировано 11 июня 2015 г. vsv
vsv
Если поэкономнее, то делайте, как планировали (купить ещё MC4-multi, воткнуть в имеющиеся MC4-multi, получится тройник).

По подключению третьей панели всё ясно... а сколько примерно могут быть потери на кабеле 4 мм. с трёх панелей? Ток наверное около 22 а. будет?..
По геморрою с переподключением аккумуляторов туда-сюда я уже понял, спасибо за советы.


vsv: Я уменьшил размер цитаты и обращаю Ваше внимание на то, что цитировать нужно часть сообщения, чтобы не захламлять форум.
Участник
Регистрация: 21.06.14 Сообщения: 77
10 июня 2015 г.
Wizman
Dmitriy_K
3. Можно ли сделать на часто отсоединяемый акк. провода с "крокодилами" или такой способ ненадёжен и лучше всё таки затягивать болтами?

 
Есть автомобильные накидные контакты, которые обжимаются и фиксируются рычагом.

 
А эти контакты для каких клемм расчитаны? У меня болтики торчат, их обожмёт?)
Участник
Регистрация: 21.06.14 Сообщения: 77