Стр.: 1
Надо войти или зарегистрироваться
  Сообщений: 13
11 июня 2016 г.
#1
Гуру, помогите разобраться!

Проектируется система автономного электроснабжения для парусной лодки микрокласса для автономных длинных переходов. Предположительно 12-вольтовая.
Потребители:
1. 40 л абсорбционный холодильник, включен практически постоянно, мощность - 85 ватт. В качестве резервных источников питания для него может быть использован баллонный газ или 220 вольт с берега (редко, при стоянках, оборудованных колонкой 220 вольт;
2. навигационные огни - 4 лампочки суммарной мощностью 2 ватта, в темное время суток;
3. освещение салона (вечером, ночью, ватт 5 максимум);
4. приборная панель (эхолот, подсветка компаса, навигатор) только во время переходов, до 15 ватт;
5. зарядка 2 телефонов, 3 раций, периодически, иногда ноутбук, кратковременные включения бытовых приборов типа вакууматора (скажем, вакууматор бытовой 10 минут работы в день, 220 вольт, 500 ватт....), насос для ПВХ лодки иногда....
Потенциальные источники энергии:
1. 3-4 параллельных монокристаллических панелей 100 ватт, 12 вольт, работают на стоянке, когда натягивается тент над кокпитом (ставится тент, на них кладутся панели, при движении - убираются); Потенциально возможно (не уверен) оставлять тент при движении под мотором....
2. Две панели по 40 ватт, параллельно, установлены всегда на крышку входа в каюту.
3. Ветряк китайский номиналом 400 ватт, постоянно.
4. Еще есть опция - 12 вольтовый генератор от лодочного мотора, максимальная производительность - 85 ватт на полных оборотах, работает при переходе под мотором, соответственно. Нежелательно гонять мотор просто из-за генератора.
5. Иногда зарядка от береговых 220 вольт через "умное" зарядное устройство.

В системе задуманы 2 12 вольтовые гелевые батареи глубокого разряда, по 100 Ач, параллельно, хочется еще иметь возможность заряжать иногда носимую батарею для лодки ПВХ, которая есть с собой, чтобы питать на ПВХ лодке эхолот.

Понимаю, что все три (или четыре?) источника энергии должны иметь свои контроллеры, ну, как минимум, гибридный контроллер на солнце и ветер (или два отдельных контроллера, не знаю, как соединенных), но вот в какое место присоединить зарядку от генератора лодочного мотора? Сюда же входит возможность заряжать систему от береговых 220 вольт через зарядное устройство (иногда).....
Да, география использования - водные просторы от Пироговского водохранилища до Ладоги, лето.

Понимаю, что нагородил, но..... покритикуйте, подскажите, как скоммутрировать систему, чтобы контроллеры не мешали друг другу, и работали независимо в любом сочетании, при доступности любого из источников энергии!
Участник
Регистрация: 10.06.16 Сообщения: 8
11 июня 2016 г.
Добрый день, stealth168!
Для начала первый вопрос и ответьте, пожалуйста в этой теме, чтобы было понятно, что Вы ее нашли.
stealth168
Проектируется система автономного электроснабжения для парусной лодки микрокласса
Скажите, система проектируется и Вы только собираетесь приобретать оборудование для автономной электростанции или что-то уже есть, и вопрос как эффективнее использовать имеющееся?
Модератор
Регистрация: 12.01.13 Сообщения: 870
12 июня 2016 г.
srsolnechnye
Добрый день,stealth168!
Для начала первый вопрос и ответьте, пожалуйста в этой теме, чтобы было понятно, что Вы ее нашли.

 
Да, тему нашел, спасибо большое за интерес к вопросу.... Что-то подсказывает, что не только мне это может быть интересно.

Скажите
система проектируется и Вы только собираетесь приобретать оборудование для автономной электростанции или что-то уже есть, и вопрос как эффективнее использовать имеющееся?

 
Система только проектируется, пока изучаю матчасть и теорию, то, что я написал - - это мои хотелки и некоторые предположения. Закупать что-то буду под уже готовый проект. В настоящий момент на лодке есть две старые солнечные батареи примерно по 12 ватт (по замеру), два независимых аккумулятора AGM 55 и 25 ватт (работают по очереди), бытовое зарядное устройство на 220 вольт автомобильное с неработающим амперметром, автомат, не подключенный диод, в схему добавлен ШИМ контроллер китайский за три копейки, собрана первая версия панели управления (тумблеры потребителей по группам, гнездо прикуривателя, разъем для подключения зарядки 220 вольт и разъем на транце для подключения генератора от лодочного мотора (он пока не установлен, это опция к мотору, ее надо купить и установить в мотор отдельно). Потребители пока - навигационные огни, свет в салоне (все на обычных автолампах, даже не на светодиодах), рэймариновский прибор бидата (лаг, скорость, температура воды, глубина), компас с подсветкой).... почти все из вышеперечисленного - кандидат на помойку
Участник
Регистрация: 10.06.16 Сообщения: 8
Отредактировано 12 июня 2016 г. vsv

Общий вид лодки:
 
фото парусной лодки


вид и состояние СП:

фото солнечных панелей на лодке


Если разрешено правилами форума, могу дать ссылки на предполагаемые потребители/источники/контроллеры/ЗУ, которые я рассматривал в качестве кандидатов в схему.... но они с других ресурсов и ссылки могут быть расценены как реклама....
Участник
Регистрация: 10.06.16 Сообщения: 8
Отредактировано 12 июня 2016 г. srsolnechnye
Добрый день, stealth168!
Тема интересная, я сам все лето у воды, есть небольшой опыт хождения на катамаране, моторка, правда, автономное электричество у меня только в доме.
Я не совсем просто так спросил про оборудование; если приобретать все что касается солнечных батарей и связанной электроники в www.solnechnye.ru, возможен дополнительный бонус в виде консультаций от квалифицированного специалиста - админа данного форума.
Это рекомендация, основанная на личном опыте, и чтобы не было недопонимания и не повторяться, мое отношение к данному ресурсу и форуму изложено здесь: https://forum.solnechnye.ru/viewpost/328/~2/#comment3412
Не знаю, насколько Вы глубоко влезли в тему, изложу некоторые свои соображения по всем вопросам, может что и пригодится, но имейте ввиду - это соображения любителя, не профессионала (если интересно, мой личный опыт: https://www.solnechnye.ru/news/otzyv-o-solnechnoy-elektrostancii-SR-800-part2.htm)

Потребители. Насколько я знаю, абсорбционные холодильники не лучший вариант с т.з. экономии электричества, но в данной ситуации, решение, скорее всего оправданное, т.к. для него электричество не обязательно, а на постоянную работу даже очень экономичного компрессорного холодильника мощности генерации у Вас, скорее всего, не хватит.

Генерация. Понятно, что в Вашей ситуации оценка мощности дневной или среднемесячной генерации отдельна проблема и оценка будет очень приблизительной. На всякий случай имейте ввиду, что в большинстве случаев в рекламе средняя генерация для солнечных панелей приводится для условий оптимального размещения, что в условиях лодки, тем более на ходу, конечно, невозможно. Но есть и хороший момент – для летних месяцев, даже в наших средних широтах, генерация от горизонтально размещенных панелей ненамного хуже, чем при оптимальном размещении. Обсуждалось здесь: https://forum.solnechnye.ru/viewpost/380/ , ссылка на сайт NASA и как пользоваться: https://forum.solnechnye.ru/viewpost/324/#comment2868

По источникам энергии:
Понятно, что Вы пытаетесь выжать все что можно. На мой взгляд, основная проблема не в коммутации разных контроллеров, а в их характеристиках.
Про коммутацию контроллеров и зарядных устройств, посмотрите на форуме в этой теме: https://forum.solnechnye.ru/viewpost/308/~6/#comment2811 Коммутация параллельная, а главная проблема, насколько я понимаю не столько в коммутации, сколько в зарядных характеристиках конкретных устройств. Гелевые АКБ хороши, но требовательны к условиям заряда. Про зарядные устройства хорошо здесь: https://www.solnechnye.ru/zaryadnye-ustroystva/vybor-zaryadnogo-ustroystva.htm
С точки зрения зарядных характеристик наибольшие опасения вызывает 12 вольтовый генератор от лодочного мотора. Я немного интересовался этой темой. Если правильно понимаю, есть проблема: нестабильная генерация по мощности и напряжению в зависимости от оборотов, требуется стабилизация. Но главное - отсутствие стадий заряда, необходимых для правильной зарядки АКБ. Я бы не стал использовать выход 12 В для прямой зарядки гелевых АКБ. Может быть лучше подумать о непосредственном питании от 12 В нетребовательных потребителей (лампочки и т.п.)

Про ветрогенераторы, на данном форуме информации немного, но посмотрите поиском по форуму «ветрогенератор».
Лично меня идея использовать ветряк на небольшой парусной лодке поразила, не представлял себе, что это возможно. Я бы не стал по многим соображениям, в первую очередь из соображений безопасности. И эффективность кажется сомнительной. А есть, действительно, положительный опыт?

По поводу ссылок на чужие ресурсы. Лучше давать не ссылки, а просто наименования оборудования. Надо же как-то разное оборудование обсуждать. Строго говоря, правилами форума это не запрещено, кроме откровенной рекламы; если администратору что-то не понравится, он удалит, ничего страшного… 

P.S. Посмотрел фото, судно симпатичное, левая панель - не очень :)
Модератор
Регистрация: 12.01.13 Сообщения: 870
Отредактировано 13 июня 2016 г. stealth168
srsolnechnye, спасибо за развернутый ответ!
Постараюсь ответить кратко (это непросто)
1. Спасибо за рекомендацию консультантов компании, обязательно воспользуюсь. Внимательно прочитал все материалы по приведенным ссылкам, за что отдельное спасибо. В тему я пока что влезаю, и, видимо, залезу еще глубже, пока что чувствую себя нубом.

Скажу чуть больше про предполагаемые условия использования, может быть это хоть даст направление, в котором стоит размышлять.
Скажем, предполагается совершить поход недели на 3-4 от Москвы (Пирогово) до Онеги и обратно. На маршруте будут длинные переходы под мотором, например, по каналу имени Москвы под парусом не пойдешь, переход до Дубны, где КИМ впадает в Волгу составит минимум двое суток (6 шлюзов). Такие же моторные переходы будут по другим "узким" местам. Под парусом можно идти по открытой воде - Пироговка, Угличское, Пестовское, Рыбинское водохранилища, Белое озеро, Онега и т. д.
На переходе под мотором других источников электроэнергии, кроме лодочного генератора (макс. 85 ватт) и малых панелей, установленных на крышке каюты других источников нет, а холодильник работает, свои законные 85 ватт (по паспорту) кушает. Несъемные тонкие гибкие панели, номиналом в лучшем случае 2х40 ватт, вместо тех, что на фото. Если удастся - одна из панелей заменит две старые, которые в алюминиевом корпусе, стеклянные и толстые, а вторая встанет на задвигаемую крышу каюты, при толщине гибкой панели она может поместиться по высоте.
Что касается монтажа "больших" панелей, я их могу устанавливать на тент. Тент должен быть съемным, типа того трансформера, что устанавливают на лодку ПВХ. Поставил тент, положил на них 3-4 гибкие легкие панели, подключил параллельно с несъемными и - вуаля, подключенная мощность по номиналу становится 380-480 ватт, но это без учета всяких углов инсоляции, потерь и только на время, пока стоишь на якоре или у причала. Там я могу простоять от 1 до 4 суток, пока ловлю рыбу, собираю грибы и любуюсь шедеврами деревянного зодчества. Батарея заряжается на полную катушку. Решил сделать переход - панели снял, тент свернул и дальше остался с маленькими стационарными панелями и, возможно, моторным генератором, а то и ветряком. Именно поэтому отказаться от лодочного генератора мне очень не хочется. Он в данной схеме самый компактный, работает гарантированно, нет проблем куда его впихнуть. Другое дело, может стоит подумать, чтобы улучшить качество электричества с этого генератора, запустив его через собственный контроллер, типа ветрякового, если есть такой, к которому можно подключить 12V DC. Генератор мотора в основном работает на более-менее постоянных оборотах, максимальных или около, это не педаль газа автомобиля.

Все вышесказанное - переменные данные географии, даже простая качка меняет угол падения лучей, непредсказуемость использования различных источников мешает хоть как-то оценить среднюю добычу энергии и заставляет просто наращивать взаимозаменяемые и не зависимые друг от друга источники, делая несколькократный запас.

Про холодильник. Можно использовать компрессорный и даже встроить его в каюту, но это, как Вы правильно подметили, лишит возможности использовать, например, газ или 220 вольт с берега. Минимальный компрессор Данфос, используемый в мобильных холодильниках, кушает 35 ватт по спецификациям. Еще возможность - какое-то время использовать холодильник как термос, при отсутствии источника, какое-то время он будет держать холод. Еще одна возможность сэкономить электроэнергию - оснастить холодильник термореле, чтобы не морозить на полную катушку, а поддерживать холод в нужном диапазоне, 3-5 градусов, например. Я рассматривал Дометик Комбикул 2200 или аналогичный (Ваеко, например). Газ у меня в любом случае есть на борту, ибо кухня. На борту будет детеныш, пойманная рыба, которую надо сохранить, поэтому без холодильника и без вакууматора не справлюсь.

Про лампочки и прочие некритичные потребители. Переходы под мотором днем, а навигационные огни и освещение салона - вечером. Остаются зарядники, эхолот, компас. Уж не знаю, насколько стоит ставить эти приборы в зависимость от работающего мотора, но тоже не хотелось бы эхолот подключать напрямую к генератору.

Про ветрогенератор. Очень желательная опция. На яхтах среднего размера, от 32 футов, встречается повсеместно и работает без перерыва. То, что я видел у китайских товарищей - ветряк номиналом 400W (верится с трудом, конечно), диаметр ветроколеса - 100-120 см, ну и длина хвоста, который крутится по ветру, сантиметров 70, Чтобы было не опасно, высота штанги должна быть такой, чтобы нижняя граница ветроколеса была не ниже 2 метров над уровнем борта (чтобы не задевать человека), и вся конструкция ни при каких обстоятельствах не задевала рангоут, руль, мотор и паруса. Предположительно, может быть съемное крепление к транцу яхты нижнего конца мачты ветряка (скажем, глухой стакан и пара зажимных хомутов у правого борта), две растяжки (одна в продольной плоскости к середине правого борта, вторая - в поперечной плоскости, к углу левого борта и транца.
Эта конструкция должна быть относительно быстросъемной, но мне бы хотелось верить в то, что она имеет право существовать и на ходу и не мешать. Второй вариант установки - почти по центру, но не мешая румпелю и перу руля.с двумя растяжками поперек к углам транца. Таким образом, высота мачты может составлять примерно 3,5 метра, возможно разбираемая из 2 частей (высота складывается из полметра вдоль транца, 2 метра - безопасная высота над бортом до нижней границы ветроколеса + 1 м вдоль ветроколеса). а лучше - 4 метра, с запасом по высоте. На транце - влагозащизенный разъем для подключения.
Возможно, бывают ветряки и поменьше.
Про контроллер. У китайцев есть MPPT гибридные контроллеры с отдельным входом СП DC и тремя фазами ветряка AC. Что-то мне подсказывает, что там есть лукавство и что MPPT относится либо к солнечной части, либо к ветряной. Проверить негде. Заявленная цена 10-12 тысяч за устройство общей мощностью 1400 ватт.
Есть также зарядные устройства типа семистадийные с импульсным зарядом и десульфатацией, типа все из себя смарт, подходящие для всех типов батарей. 20 амперное устройство (на две батареи по 100 Ач) обойдется тоже примерно в 8-12 тысяч.

В этом смысле, даже при кажущейся перегруженности различными источниками, я не исключаю, что в какой-то момент я могу начать испытывать нехватку заряда, когда пару-тройку дней пройду днем под мотором, на средних оборотах, ветра не будет, а холодильник съест батарею... Вот и горожу огород..... а без свежей еды в удалении от городов остаться не хочется....
Участник
Регистрация: 10.06.16 Сообщения: 8
13 июня 2016 г.
Да, кстати, сейчас обе панели некрасивые, треснуло второе стекло и помялась рамка. Дело в том, что при заваливании мачты (демонтаж на зиму, например), место крепления гика - этакий клюв с отверстием для шпильки, упирается в это место - мачта заваливается на корму силами двух человек. Не уследили - и кокнули этим клювом сначала одну, а потом и вторую батарею.....
Участник
Регистрация: 10.06.16 Сообщения: 8
Отредактировано 13 июня 2016 г. srsolnechnye
stealth168
Скажем, предполагается совершить поход недели на 3-4 от Москвы (Пирогово) до Онеги и обратно.
На Пирогах более 20 лет назад я совершил свой первый выход на парусном катамаране, который закончился оверкилем : ) А потом был поход по Онеге…
 
stealth168
непредсказуемость использования различных источников мешает хоть как-то оценить среднюю добычу энергии
Вы правы, в условиях лодки, особенно лодки на ходу, трудно предварительно рассчитать генерацию.
Для СП при горизонтальном размещении можно рассчитать. С ветрогенератором совсем непонятно.
И действительно, предлагаемых обстоятельствах генератор лодочного мотора выглядит наиболее стабильным источником энергии.

Про генератор лодочного мотора.
Две проблемы:
1.Относительно небольшая мощность. Если мощность 85 ватт ,то это зарядный ток около 7 А, что несколько маловато для двух АКБ по 100 а*ч. Для подзарядки – нормально, а для полного заряда, в случае полного разряда – маловато…
Но тут все зависит от баланса потребления и генерации – надо экономить на потреблении.
2. Отсутствие правильных зарядных характеристик.
Для оптимального заряда свинцового кислотного аккумулятора необходимо использовать минимум 3-х стадийный режим заряда, рекомендую посмотреть: https://www.solnechnye.ru/zaryadnye-ustroystva/vybor-zaryadnogo-ustroystva.htm
Вопрос еще в том, какое напряжение выдает генератор. Если 12 -13 В, то эттого мало для полноценного заряда АКБ. Напряжение повышающего (насыщающего) заряда для свинцово-кислотных АКБ находится в диапазоне примерно 14.2 -14.6 В в зависимости от типа АКБ. (для гелевых, обычно 14.2 -14-14 В); напряжение поддерживающего (плавающего) заряда около 13.8 В. Это еще не рассматривая вопросов термокомпенсации… Обеспечивает ли генератор такое напряжение?
Мне не известно существуют ли зарядные устройства для 12 В АКБ, сами работающие от входного напряжения ноиналом 12 В. Идея может показаться странной, но, возможно, стоит пойти на некоторые потери по КПД и подключать хорошее зарядное устройство на 220 В через инвертор 12В – 220 В.

Про ветрогенератор на парусном судне.
Понятно, что сама идея оправдана тем, что на открытой воде можно ожидать хорошего и относительно стабильного ветра – т.е. того, в чем так нуждается ветрогенератор.
Что меня смущает:
1. Проблемы с размещением – это Вы продумали.
2. Для условий судна на ходу совсем непонятно как оценить возможную генерацию. Для генераторов это вообще проблема, т.к. зависимость генерации от скорости ветра, насколько, я знаю, кубическая. При этом рабочий диапазон ветра для генерации небольшой. При слабом ветре генерация ничтожна. При сильном может быть уже невозможна по характеристикам самого генератора. Мощность генерации указывается для некоторого оптимального ветра для данной модели. В расчетах средней генерации обычно учитывается средняя скорость ветра в день – месяц. А что такое средняя: один день штиль, один день ураган – средняя скорость хорошая, а генератор работать не будет. Т.е. нужны данные не по средней скорости, а по распределению скоростей по времени... Реально, это уже не считается.
Для парусного судна на ходу еще сложнее: нужно учитывать не абсолютную скорость ветра, а скорость ветра относительно судна. У меня опыт хождения под парусами небольшой, теоретических знаний почти ноль, поправьте, если ошибаюсь, но в данном случае надо учитывать т.н. вымпельный ветер, скорость, которого будет зависеть от курса лодки. При полных курсах скорость ветра будет меньше, при острых больше. Так что ради заряда АКБ придется чаще ходить в бейдевинд: ) 
Так что тут только практика покажет насколько оправдан ветрогенератор…

Вопрос не совсем в тему, но просто интересно: ветряк не будет влиять на ходовые качества, на саму аэродинамику парусника? На это счет что-нибудь известно? Есть какие-то рекомендованные соотношения мощности ветряка и размеров лодки, парусного вооружения?

 
stealth168
Про контроллер. У китайцев есть MPPT гибридные контроллеры с отдельным входом СП DC и тремя фазами ветряка AC. Что-то мне подсказывает, что там есть лукавство и что MPPT относится либо к солнечной части, либо к ветряной.
Сложный вопрос. Немного обсуждался здесь: https://forum.solnechnye.ru/viewpost/398/ (обратите внимание на: "пока в одну ночь в результате сильного ветра АКБ выкипели и вздулись") и здесь https://forum.solnechnye.ru/viewpost/308/~9/#comment3733. У меня личного опыта нет.

stealth168
Про холодильник. Можно использовать компрессорный и даже встроить его в каюту, но это, как Вы правильно подметили, лишит возможности использовать, например, газ или 220 вольт с берега. Минимальный компрессор Данфос, используемый в мобильных холодильниках, кушает 35 ватт по спецификациям.
Не понял почему компрессорный холодильник нельзя использовать с 220 В с берега. 
Рекомендую уточнить данные по общей потребляемой мощности холодильника, если рассматривать компрессорный. 35 Вт - мощность компрессора, а работает он не постоянно.

vsv, спасибо за размещение фото!
 
Модератор
Регистрация: 12.01.13 Сообщения: 870
Отредактировано 13 июня 2016 г. stealth168
Про генератор лодочного мотора. Он состоит из двух блоков - собственно генератор и выпрямитель. Ссылка на схему устройства - ниже, точных характеристик не найдено.
http://www.megazip.ru/zapchasti-dlya-lodochnyh-motorov/suzuki/df6-2437/df6-8033/df6lk3-p1-k3-632166/equipo-electrico-7976986?nid=1039150#g7976986/equipo-electrico/il-190415200
Детальной спецификации найти не смог, но вот что понятно - раз есть выпрямитель, то скорее всего сам генератор выдает три фазы переменного тока и в этом смысле не отличается от ветряка, отличия только в мощности, рабочем диапазоне скоростей вращения. Используемый в схеме устройства предохранитель - на 20 ампер, что может говорить о не такой уж и маленькой выработке. Мотор на максимуме выдает до 5400 оборотов в минуту, при этом эти обороты постоянны. Можно попробовать завести фазы генератора напрямую на "правильный" MPPT контроллер ветряка вместо штатного выпрямителя генератора, и может получиться неплохая сборка с нужными, правильными выходными параметрами тока, напряжения и фазами. Мы таким образом вместо двойного преобразования AC-DC-AC получим относительно простую схему.

Про ветрогенератор. Пока такая схема существует только в голове, какова будет реализация в реальной жизни - предстоит еще подумать. Какие могут быть нагрузки на мачту и ее крепление при порывах ветра, насколько будут мешать рангоут и экипаж, не станет ли она неоправданно высокой чтобы, например, избежать столкновения с членом экипажа, стоящим на транце с поднятой рукой и т. д. Там ведь есть ахтерштаг, который идет от топа мачты к середине транца, задняя шкаторина грота или топенант гика, которые надо не задеть хвостом ветряка... Кстати, они же накладывают дополнительные ограничения на конструкцию тента, поскольку пересекаются с ним. Вторая проблема - иногда надо отдать якорь быстро, а такие навороты, если они не предполагают демонтаж на время перехода, потребуют отдельной работы на демонтаж и уборку в каюту (там все это еще и хранить надо где-то)...
Почему-то ухудшение аэродинамики меня не очень волнует - понятно, потеряю немного в ходе, но я турист, на регаты не хожу....
Насчет вымпельного ветра - полностью согласен. Но, как ни странно, я этого не учитываю, и вот почему. В условиях перехода по заданному маршруту направление ветра и курса не совпадут по случайной и равновероятной закономерности, условно говоря, время перехода в крутой бейдевинд, когда ветер усиливается (вектора складываются ) и в полный бакштаг (когда вымпельного ветра почти нет, векторы вычитаются) - равновероятны. При левентике и фордевинде все равно идешь галсами по ветру или против. В среднем одно компенсирует другое. Ситуаций, когда истинный ветер превышает 25 м/с будет не так много, и на микрухе в такую погоду лучше встать и переждать. Открытые пространства акваторий позволяют, на мой взгляд, получить больше ветра, чем на пересеченной местности, так что это - плюс. Еще вопрос - при прохождении шлюзов важно, чтобы ветряк не выходил за границу борта на миделе и не цеплялся за стенку шлюза. Одно решение, на которое я наткнулся - по ссылке ниже. Это Спрэй, производители лодок микрокласса, они, как я понял, сделали жесткую конструкцию. Я нашел в их фотоальбоме на сайте производителя. Правда, ветряк кажется поменьше.
http://www.sprayltd.ru/files/578.JPG
К слову, где-то прочитал, что для срабатывания на низких скоростях ветра (ниже 3.5 м/с) лучше ставить пятилопастной винт, а для высоких скоростей, выдерживаемых установкой - трехлопастной. но он стартует позже.
Ничего похожего на рекомендации отношения размера лодки и площади парусности я не нашел. Я предполагаю, что существенное уменьшение ветряка сделает его малозначительной игрушкой, которая не заметной даст прибавки к системе, но сильно ее усложнит.
Прочитал опыт по ссылке. Я думаю, без понимания, что за оборудование было использовано, в каком состоянии находилась система, мы ничего не поймем.... У меня так и чешутся руки выложить ссылки на оборудование, про которое думаю, но, может, в личку тут можно отправить?

Про холодильник. Основная задача иметь возможность постоянно работающий. Использовать 220 с берега можно, если есть берег, а на нем есть 220, что, в предполагаемых условиях это будет не часто... Мы ж не по Кикладам ходим с ночевками в маринах, а по Рыбинке с основными стоянками в лесу и на якоре..... Автономии не получится и вся затея тогда не нужна.... Наиболее популярный 12 вольтовый компрессор для переносных автомобильных холодильников, встраиваемых и т. л. - Danfos BD35, на нем можно построить холодильник в рундуке, сделать термоизоляцию, и т. д.... его даташит тут:
http://www.saltservice.net/files/44446309.pdf
Он не позволяет питаться от газа, только от 12-24 вольт DC.... Можно усилить его аккумуляторами холода.... Преимущество - в два раза более низкое энергопотребление, возможность сделать встройку, недостаток - низкая автономность... Кстати, у них есть версия прямого подключения к солнечной панели, но это ведь только на свету....
Участник
Регистрация: 10.06.16 Сообщения: 8
13 июня 2016 г.
srsolnechnye
в личку не получается, так что если это не по правилам - удалите потом
Ссылки на элементы схемы, как я это вижу:

Гибкая СП монокристалл 100w 12v
http://ru.aliexpress.com/item/100W-Watt-12V-Volt-Semi-flexible-Bendable-Efficiency-PV-Cell-Mono-Solar-Panel/32385561105.html?spm=2114.13010308.0.52.Hs9r3P

то же, 40w, под размер крыши каюты:
http://ru.aliexpress.com/item/High-Efficiency-40W-Sunpower-Solar-Panel-Bendable-Semi-Flexible-Solar-Panel/32283237427.html?spm=2114.03020208.3.91.6wnafS#ws_ab_test=searchweb201556_10,searchweb201602_5_10039_10037_10017_301_507_10032_401,searchweb201603_9#btsid=ce1639e7-9c82-429b-bc72-9a5864c9249a

Гибридный контроллер:
http://ru.aliexpress.com/item/New-Arrival-1400w-12-24V-Off-Grid-MPPT-Solar-Wind-Hybrid-Boost-Charge-Controller-for-home/32601581613.html?spm=2114.03020208.3.120.wXA27S#ws_ab_test=searchweb201556_10,searchweb201602_5_10039_10037_10017_301_507_10032_401,searchweb201603_9#btsid=1d937301-4ad5-482b-b442-56105c3767be

Зарядное устройство
http://ru.aliexpress.com/store/product/12V-20A-Smart-GEL-AGM-Lead-Acid-Battery-Charger-Car-battery-charger-Auto-pulse-desulfation-charger/339038_1910416357.html

Инвертор:
http://ru.aliexpress.com/item/INVERTER-Pure-Sine-Wave-Converter-DC-12V-to-AC-220V-230V-240V-1000w-2000-watt-Peak/32456878028.html?spm=2114.10010208.100009.4.yYQ5bV#scm=1007.13339.33317.0#pvid=e351cb92-a575-4284-bbd9-b2357c2e5d8f#tpp=1

термостат для ограничения потребления холодильника
http://ru.aliexpress.com/item/New-9-99-centigrade-DC-12V-Intelligent-digital-display-thermostat-Temperature-controller-With-NTC-sensor-FREE/1865599584.html?spm=2114.10010208.1000023.4.5dk

ваттметр
http://ru.aliexpress.com/item/7-in-1-Electrical-Parameter-Meter-Multifunctional-Power-Meter-OLED-Voltage-Current-Time-Power-Energy-Capacity/32630039144.html?spm=2114.10010208.100010.9.fusK1t#scm=1007.13338.33346.0#pvid=de591ef8-9e36-4003-a0c7-6047c9afd486#tpp=1

Ветрогенератор
http://ru.aliexpress.com/store/product/Hot-selling-Rated-400W-MAX-600W-wind-generator-with-5-blades/1502430_32229554455.html

Холодильник
http://webastospb.ru/products/elektrogazovyj_avtoholodilnik_dometic_rc2200_41l_30mbar
Участник
Регистрация: 10.06.16 Сообщения: 8
Отредактировано 14 июня 2016 г. srsolnechnye
Добрый вечер, stealth168!
Ну Вы накидали… Все подробно посмотреть не успеваю, да и смысла особого нет, поскольку все перечисленное оборудование мне неизвестно, а по некоторым позициям у меня и теоретических знаний почти нет. Тем более Вы оборудование сами искали и выбирали и знаете его характеристики не хуже меня.
Могу только поделиться общими соображениями и прокомментировать некоторые характеристики.
Я довольно скептически отношусь к покупкам на aliexpress и аналогичных ресурсах. Не то, чтобы у меня было особо критичное отношение к китайским производителям, у меня у самого контроллер Epsolar Tracer-2210RN работает уже третий год, практически без перерывов в постоянном режиме. Рекомендовал и установил контроллеры этого производителя двум знакомым - пока без нареканий. Но, в случае с Epsolar, есть сайт производителя, есть нормальные инструкции, есть поставщики, к которым можно обратиться за консультациями и, если что, с претензиями.
Покупки на aliexpress – на свой риск.
Главное, что рекомендовал бы – попытаться понять, кто реальный производитель данной продукции и найти настоящие инструкции с характеристиками, а не описания на сайте на корявом русском и сомнительном английском, когда характеристики приходится угадывать по значениям.

Комментарии по наиболее критичному оборудованию, то что увидел по ссылкам.

Гибридный контроллер.
Критика: нет упоминания о возможности выбора типа АКБ (жидкостная, AGM или гелевая). Нет описания стадий заряда. Судя по значениям напряжений, возможно, алгоритм двух или трех стадийный. Предельное напряжение 14.4 В более всего соответствует AGM типу АКБ, т.е. гелевые АКБ с таким контроллером я бы не рекомендовал. Тут все не совсем однозначно. Если использовать гелевые АКБ, надо знать какие именно и желательно найти АКБ, для которых производитель приводит зарядные характеристики, т.к. у разных производителей они могут различаться. Для гелевых АКБ разных производителей рекомендованное предельное напряжение заряда в циклическом режиме (при н.у.) может колебаться в диапазоне примерно от 14.0 до 14.4 В в зависимости от модели.
Из хорошего – наличие температурной компенсации.

Зарядное устройство – трудно комментировать. Русское описание читать невыносимо, английское не грузится. Напряжение 14.7 В – может убить АКБ, но есть упоминание о «adjust to battery's specification» т.е. есть надежда на пользовательские настройки, вопрос - какие именно. Про семь стадии заряда – отношусь скептически, лучше настраиваемые 3-4 стадии, работающие по понятному алгоритму, чем 7 работающие по неизвестному алгоритму.

Инвертор. (Яркий пример того, почему не люблю aliexpress).
На картинке, на корпусе: 1000/2000 Вт (можно предположить, что постоянная и пиковая мощность) - в описании: Выходная мощность: 500 - 1000 Вт.
В названии: «инвертор чистой синусоиды», внизу, в таблице с характеристиками: Output wave form - Modified Sine Wave (модифицированный синус).
Кроме явных нестыковок, есть не очень хорошая характеристика: предел по входному напряжению - 14.5 В. Это мало для работы с аккумуляторами, постоянно подсоединенными к источнику заряда - контроллеру с температурной компенсацией. При пониженных температурах зарядное напряжение может превышать 14.5 В. Совсем недавно обсуждалось на форуме: https://forum.solnechnye.ru/viewpost/401/#comment3852
По инверторам рекомендую посмотреть информационные материалы: выбор инвертора и таблицу сравнения инверторов, и  просто посмотреть характеристики хороших инверторов и сравнить с тем, что Вы нашли.

Холодильник. Основной плюс – возможность работы от газа. С точки зрения потребления электроэнергии очень проигрывает хорошим компрессорным  класса А+, А++ (ориентировочно в 3-4 раза)

Это пока все на что хватило времени, чтобы не затягивать. 
P.S. В личку писать на форуме не получится, если есть желание, можно на личную почту: sr22собачкаmail.ru
Модератор
Регистрация: 12.01.13 Сообщения: 870
Отредактировано 16 июня 2016 г. srsolnechnye
Добрый день, stealth168!  

Про панели по ссылке.
На всякий случай обращу Ваше внимание, что панели 100 Вт собраны из 32 ячеек, в отличие от принятого для номинала 12 В стандарта 36 ячеек. Вместе с тем, напряжение в точке максимальной мощности (Vmp) = 18 В и напряжение открытого контура (Voc) = 21 В соответствуют панели номиналом 12 В. Возможно, ячейки с несколько повышенным напряжением, если верить в эти характеристики, то нормально.
У гибких панелей есть как преимущества, так и недостатки, обсуждали здесь: https://forum.solnechnye.ru/viewpost/322/, кстати, это обсуждение как раз касалось использования солнечных панелей на катере.

Про ветрогенератор по ссылке.
Маленький диаметр, а генерация пропорциональна квадрату диаметра. Номинальная скорость ветра указана 12 м/с, мощность 400 Вт, скорее всего, для этой скорости ветра. Зависимость генерации от скорости не приведена, а она кубическая… Про ветрогенераторы в интернете сейчас довольно много информации, посмотрите примерные аналоги по мощности, для которых есть зависимость генерации от скорости ветра.
Мне, например, попадались такие данные зависимости генерации от скорости ветра (для генератора мощностью 1000 Вт, при диаметре 2.6 м):
10 м/с - 1кВт, 6 м/с - 0,3кВт,  3 м/с - 0,03кВт.
(Средняя месячная скорость ветра на онежском озере 3—6 м/с, отсюда: http://rivermaps.ru/doc/onega/onega-2.htm).

stealth168
Можно попробовать завести фазы генератора напрямую на "правильный" MPPT контроллер ветряка вместо штатного выпрямителя генератора, и может получиться неплохая сборка с нужными, правильными выходными параметрами тока, напряжения и фазами.

Возможно и можно, но это как раз случай, когда нужна квалифицированная консультация, желательно от производителя.
В любом случае, думаю, что одновременная работа контроллера от ветрогенератора и двигателя будет невозможна из-за рассогласования фаз. 

Не сочтите за лоббирование интересов производителей солнечных панелей, но Вы не рассматривали возможность крепления дополнительных панелей в районе транца?
Учитывая немалые сложности с размещением мачты и растяжек ветрогенератора, м.б. проще и эффективней сделать небольшую рамную конструкцию с выносом за корму и (или) выше двигателя для размещения одной – двух панелей по 100 Вт? Судя по фото это возможно.

Вот неплохой образец: http://thinkgreen.ru/tg/sudno-na-solnechnyx-batareyax-turanor-planetsolar-zavershilo-krugosvetnoe-puteshestvie/ :)

Модератор
Регистрация: 12.01.13 Сообщения: 870
15 сентября 2016 г.
stealth168
Все вышесказанное - переменные данные географии, даже простая качка меняет угол падения лучей, непредсказуемость использования различных источников мешает хоть как-то оценить среднюю добычу энергии и заставляет просто наращивать взаимозаменяемые и не зависимые друг от друга источники, делая несколькократный запас.

 
Жаль что только сейчас обнаружил Вашу ветку. Проблема на 90% та-же, за исключением того, что хожу не под парусом, а на моторах. Все прекрасно, когда спарка Verado молотит, вырабатывая в сумме около 1,5 кВтч (генераторы по 75 А 12В), но и жрет при этом 30-40 лч бензина, а бак не резиновый. В автономке приходится запускать переносной бензогенератор в кокпите, но это полный швах (на стоящей в море лодке ветер выхлоп словно вокруг тебя закручивает и дышишь им кажется постоянно плюс шум). Создал схожую ветку по оборудованию катера комплектом СБ. Рыбачим по несколько дней довольно далеко от берега и уж там точно поблизости нет заправок, а потому вопрос актуальный.
Чем эпопея закончилась? У меня ветрогенератора нет, но есть 12В от двигателей (до фига) и береговое 220В (или можно в эту розетку воткнуть инверторный бензогенератор на 2000Вт, который я собой вожу).
Участник
Регистрация: 15.09.16 Сообщения: 6