Стр.: 1
Надо войти или зарегистрироваться
  Сообщений: 14
15 сентября 2016 г.
#1
Здравствуйте, я уже обращался к Вам в переписке, будьте добры уточнить еще несколько дилетантских вопросов.
Итак, есть катер который позволяет разместить на крыше рубки параллельно горизонту (и никак иначе) 6 солнечных панелей от 12 Вольт 100 Вт до 24 Вольт 300 Ватт. Эксплуатация в северных широтах от С-Пб до Мурманска (побережье Норвегии крайняя северная точка) с мая по ноябрь. Постоянные исходные константы следующие:
1. Все существующее бортовое напряжение 12-вольтовое за исключением:
- бойлер 500 Ватт 220В (или могу заменить нагревающий элемент на 1200 Ватт 220В - это штатная опция);
- холодильник в данный момент работает от 12В и по паспорту потребляет 40 Вт#ч (в хар-х еще указано 1,2А во время работы и 2А при старте до 6 мин.) который я тоже штатно могу перевести на 220В.
2. Холодильник круглосуточно, бойлер 1 час в сутки (т.е. 500 Вт);
3. Суммарное суточное потребление из кучи мелких и непостоянно работающих потребителей доходит до 2500Вт;
4. Предельно можно разместить 2 аккумулятора по "морские" 200 А#ч 12В глубокого разряда до 70% (ВЗАМЕН 2-х имеющихся сервисных 2х100 А#ч 12В) + вес солнечных панелей.
5. Основная и главная задача СБ в световой день заряжать АКБ (и по возможности питать 12В потребителей) что-бы их хватало на всю ночь и что-бы на следующие сутки цикл повторялся. Дабы исключить необходимость запуска судовых двигателей для зарядки или использование переносного инверторного бензогенератора (вожу с собой Yamaha 220В 2000Вт), а так-же раз в сутки нагревать воду в бойлере.
Вопрос в следующем исходя из надежности всей системы, а не финансовой экономии:
1. Какое в конечном итоге количество панелей мне необходимо и с каким напряжением;
2. Собрать все батареи в одну группу, подключив к мощному контроллеру СБ и спараллеленным 12В аккумуляторам или разделить на 2 группы каждая со своим контроллером и аккумулятором (есть контроллеры, способные держать 250В напряжение СБ и заряжать раздельно 2-3 отдельных аккумулятора или групп аккумуляторов);
3. При наличии 2-х контроллеров как запитать инвертор 220В бойлера;
4. Куда девать излишки энергии, когда аккумуляторы заряжены (например после 2-4 часов хода в крейсерском режиме на 50-60 км#ч), поскольку остальные потребители работают либо прерывисто (бойлер и холодильник), либо их одиночное потребление крайне мало (радар и эхолот около 15 Вт#ч, может чего еще ватт на 10 наскребется, а приборы вообще пашут от СТАРТЕРНЫХ аккумуляторов, коих сейчас стоит тоже два и трогать их не предполагается). Грубо говоря можно ли тупо отключить СБ переключателем от контроллера зарядки и потребителей;
5. Как влияет тень от оборудования на СБ (антенна радара), которое не перенесешь в другое место (в принципе можно сам катер "доворачивать" два-три раза в сутки, ориентируя так, что-бы тень была минимальной);
6. Учитывая ваш практический опыт какое "железо" можете порекомендовать, принимая во внимание, что роса и сырость на судне обыденное явление (предполагал использовать специальные яхтенные железки MasterVolt со степенью защиты IP65);
7. Какова степень надежности крепления и вообще структурной прочности самих панелей (площадь у них не маленькая), учитывая, что хождение в волну на катере в море сравнимо с гонками по бездорожью и ухабам (крыша усиленная стрингерами точно выдержит, а вот сами панели не полопаются?);
Все работы планирую произвести в этот межсезонный период совместно с официальным дилером катеров в С-Пб (предварительное согласие получено), есть-ли у Вас представительство в нашем регионе дабы привлечь специалистов на платной основе к реализации проекта?
В целом вопросов очень много, начиная с того, что источников энергоснабжения помимо будущей солнечной мини электростанции, еще два (основные двигатели и береговое 220В питание или переносной 220В генератор) от которых в настоящее время заряжаются ВСЕ аккумуляторы (и стартовые и сервисные) и работают все потребители.
Участник
Регистрация: 15.09.16 Сообщения: 6
15 сентября 2016 г.
lazy, здравствуйте!

Хорошо, что Вы решили продолжить переписку на форуме, т.к. тема очень интересная и ответы на вопросы будут полезны владельцам катеров, яхт и прочих плавсредств, да и не только им.

Я уже отвечал Вам в письме на много специфических вопросов и решил перед ответом на новые вопросы опубликовать свои ответы, чтобы не повторяться лишний раз.


1. В пасмурный день мощность солнечных панелей падает до 2-20% от номинала. Если всё небо затянуто плотными серыми тучами, то мощность упадёт до 2-3%, если облачность небольшая и облака белые, то мощность упадёт до 10-20%.
В общем, выработка электроэнергии солнечными батареями происходит в течение всего светого дня и прямо пропорциональна уровню освещенности.

Для того, чтобы предложить Вам оптимальное кол-во СБ, ответьте на следующие вопросы:
a) на сколько часов без подзарядки Вам сейчас хватает двух сервисных аккумуляторов по 100 Ач?
б) в какие месяцы и в каких географических координатах предполагается использование СБ?

2. Совместное бортовое питание от сервисных аккумуляторов и солнечных батарей организовывается очень просто. Солнечные батареи (СБ) подключаются через контроллер заряда к сервисным аккумуляторам (АКБ).
Один из вариантов подключения СБ к АКБ:
схема параллельного подключения СБ

После подключения СБ обеспечивают подзаряд АКБ, а при полном заряде АКБ, энергия от СБ идёт напрямую в электроприборы.
В катерах ничего переделывать не нужно. Нужно будет только подключить контроллер заряда напрямую к клеммам сервисных АКБ.

3. При подключении бортового питания 220В никаких проблем не возникнет. Единственное, что нужно уточнить, это какой зарядный ток даёт установленное зарядное устройство от 220В? И чтобы не превысить допустимый ток заряда АКБ, возможно будет нужно просто отключать СБ автоматом в момент подключения катера к 220В.

4. Если устанавливать суммарно 1800 Вт СБ, то 2 АКБ по 100 Ач - это очень мало, хотя есть вариант и такого использования (при этом нужно будет отслеживать по дисплею контроллера ток заряда АКБ и при ясной погоде вручную отключать часть СБ автоматами) .
Желательно установить дополнительно 2 АКБ по 200 Ач, чтобы получить суммарную емкость 600 Ач. Причем, лучше устанавливать одинаковые АКБ в одну систему, т.е. в идеале нужно или установить 3 АКБ по 200 Ач или 6 АКБ по 100 Ач.

5. Контроллеры заряда MPPT позволяют заряжать АКБ 12В от СБ 24 или 48 Вольт.
Но, возможно в Вашем случае будет иметь смысл установить PWM контроллеры, для которых нужны СБ строго на 12 В. PWM контроллеры имеет смысл применять в случае, если предполагается эксплуатация в основном в пасмурную погоду.
Для 1800 Вт СБ (12 шт по 150 Вт) можно будет использовать 2 или 3 PWM контроллера на 60 Ампер.
 
6. В зависимости от того, какие контроллеры Вы выберете (MPPT или PWM), мы предоставим оптимальную схему подключения СБ.
Если использовать MPPT контроллеры, то для СБ 1800 Вт понадобится 3 таких контроллера.

7. Если требуется подзаряд стартёрной АКБ, то для неё нужно будет выделить одну из установленных СБ с отдельным контроллером заряда.

8. Сервис в Питере нам не известен, но, на мой взгляд, главное - установить СБ на крыше катера, в чем скорее всего Вам сможет помочь официальный дистрибьютор катеров. Собственно, нужно будет определить, где в крыше можно просверлить отверстия для установки крепежного комплекта для СБ.
Кроме этого нужно будет организовать ввод кабелей от СБ в рубку.
А с подключением контроллера заряда к АКБ по предоставленной схеме Вы сможете справиться самостоятельно, поскольку нужно будет всего лишь прикрутить несколько клемм. В крайнем случае, можно воспользоваться услугами местного электрика.

9. Конкретную консультацию по маркам и оборудованию конечно можно получить. Задавайте вопросы.
В случае покупки готового комплекта мы предоставим инструкцию по установке и схему подключения и конечно окажем необходимые консультации.

10. Для того, чтобы нам сделать подробную инструкцию по установке, достаточно будет инструкции на английском с той частью схемы, где есть сервисные АКБ. Кроме того, нужно будет сделать фото этих АКБ внутри катера, желательно фото всех надписей на АКБ, фото мест установки дополнительных АКБ, измерить длины проводов, которые понадобятся для дополнительных АКБ (при этом нужно иметь ввиду, что желательно размещать все АКБ максимально близко друг к другу), определиться с местом установки контроллеров заряда и измерить длины проводов от контроллеров до АКБ и от контроллеров до СБ.
Админ
Регистрация: 29.07.11 Сообщения: 994
16 сентября 2016 г.
После этих ответов Вы прислали новые вопросы и ответы на мои вопросы:


Спасибо огромное за оперативный ответ.
По поводу PWM контроллеров уже мне подсказали и то, что лучше использовать несколько (по одному на несколько СП), а не ставить один запредельной мощности.
Предложенный вами PWM контроллер прогоняет всю нагрузку через батареи и в 12В сеть дополнительно ничего не отдает? Насколько имеет смысл в выборе PWM контроллера, заряжающего и батареи и отдельно нагрузку (клеммы "Load")? С батареми по 150 Вт на 12В тоже определились, правда в силу конструктивных возможностей их на крышу войдет не на много больше, чем на 300Вт. Видел у Вас в продаже Y сумматоры для пары СБ, можно ли ими объединить 3 или 4 батареи? Аккумуляторы решили заменить, будут минимум 2 сервисных по 200 или 250 ач, размещенные в носовой рубке (возможно третий удастся воткнуть на корме вместо двух соток, но расстояние между ними будет уже коло 8 метров). Тех батарей что стоят хватает по-разному. Пары соток с включенными стояночными огнями на якоре хватает на пару дней в теплую погоду (можно и водичкой из моря помыться), но стоит только включить бойлер горячей воды или на webasto (он бензиновый, но жрет все равно много и постоянно), то время сокращается вдвое. Дабы сильно не насиловать аккумуляторы в зависимости от погоды через 6-12 часов уже приходится как-то решать процесс зарядки (заводить моторы и начинать троллить на повышенных оборотах или запускать переносной бензогенератор в копите или на берегу).
Стартерные батареи от СБ заряжать не планируется (они никогда не разряжаются менее 80% и работают только на запуск моторов и их электронику, т.е. молчат моторы - расход энергии из них нулевой), но при подключении берегового 220В (или переносного генератора) они тоже заряжаются через какую-то коробочку между ними, явно не похожую на диодный разделитель.
Фотки постараюсь прислать, как и фото с инструкции (катер на стоянке на даче, планирую съездить на следующие выходные, скоро конец сезона и не хочется пропускать дни).
Регион "обитания" наших судов - акватории Ладоги, Онеги, Норвегия, юго-западное побережье Финляндии, Финский залив, Белое море (ходим в район Кандалакши). Работы по оборудованию запланировал на этот межсезонный период, еще раз благодарю за помощь.
Админ
Регистрация: 29.07.11 Сообщения: 994
16 сентября 2016 г.
После этого я дал новые ответы:


Пожалуйста!

PWM контроллер TS-60 не имеет выхода на нагрузку, но при полном заряде АКБ он обеспечивает выдачу энергии от СБ через АКБ в сеть 12В.
В тех контроллерах, где есть выход на нагрузку (Load), этот выход позволяет сделать следующее:
- автоматически отключить нагрузку при разряде АКБ до 11 Вольт.
 - если выход Load программируемый, то можно автоматически включать нагрузку ночью. Пример использования.
Кроме того, нужно понимать, что выход Load напрямую соединен с АКБ, когда он включен. Т.е. грубо, клеммы Load - это просто клеммы от "выключателя", подключенного к АКБ.
 На мой взгляд, для вашего случая нет смысла в контроллере с выходом Load. Но если Вы хотите автоматически включать стояночные огни, то можно дополнительно использовать один контроллер с выходом Load, например, такой.
К этому контроллеру нужно будет подключить одну из СБ.

Y-сумматорами можно объединить максимум 3 СБ по 150 Вт и уже от этой тройки СБ вести в рубку пару кабелей (плюс и минус).

Размещение третьей АКБ на расстоянии 8 метров хотя и возможно, но не желательно по ряду причин. Например, для подключения будут нужны кабели большого сечения 25-50 кв.мм. Кстати, здесь можно сделать расчёт сечения кабеля.
Кроме того, будут проблемы с установкой предохранителей для пожарной безопасности.
Так что лучше ограничиться заменой сервисных АКБ на 2 по 200 или 250 Ач.

Исходя из того, что двух АКБ по 100 Ач хватало на 24-48 часов без подзаряда, получается, что суточный расход энергии был от 600 до 1200 Вт*час.
Вы не указали месяцы эксплуатации катера, но как я понимаю, это апрель - сентябрь.
Для того, чтобы получить от СБ 1200 Вт*час в сутки в самый худший месяц сентябрь в самых худших условиях в Кандалакше потребуется всего 750 Вт СБ.

С учетом вышесказанного советую установить следующий комплект:
1. Заменить сервисные АКБ на 200 или 250 Ач.
2. С небольшим избытком установить 6 СБ по 150 Вт (всего 900 Вт).
3. Использовать один контроллер TS-60.

Через год эксплуатации, если потребности в электроэнергии возрастут, можно будет добавить ещё один контроллер и нужное кол-во СБ.



PS. Небольшое уточнение по поводу этой фразы в моём ответе: "Для того, чтобы получить от СБ 1200 Вт*час в сутки в самый худший месяц сентябрь в самых худших условиях в Кандалакше потребуется всего 750 Вт СБ. " - делая этот расчет я забыл учесть то, что панели будут лежать горизонтально.
Для горизонтального расположения СБ в указанных условиях нужно около 1100 Вт СБ.
Админ
Регистрация: 29.07.11 Сообщения: 994
16 сентября 2016 г.
Ну а теперь ответы на вопросы в первом сообщении темы:
lazy
1. Какое в конечном итоге количество панелей мне необходимо и с каким напряжением;

Я уже предлагал установить 6 СБ по 150 Вт и несмотря на то, что Вы изменили исходные данные и уже вместо 1200 Вт*час энергии хотите получить от СБ 2500 Вт*час, а также оказалось, что катер эксплуатируется не по сентябрь, а по ноябрь, я не меняю своей рекомендации и поясню почему:
1. В сентябре, октябре и ноябре для выработки 2500 Вт*час не хватит площади крыши рубки, где можно разместить максимум 1800 Вт СБ, т.е. задача не имеет решения с этой точки зрения.
2. В период с мая по август 900 Вт СБ обеспечат 2500 Вт*час, т.е. для этих месяцев не имеет смысла устанвливать избыточное кол-во СБ.
3. В периоды плохой погоды всегда можно уменьшить потребление энергии или завести двигатели или бензогенератор.

lazy
2. Собрать все батареи в одну группу, подключив к мощному контроллеру СБ и спараллеленным 12В аккумуляторам или разделить на 2 группы каждая со своим контроллером и аккумулятором (есть контроллеры, способные держать 250В напряжение СБ и заряжать раздельно 2-3 отдельных аккумулятора или групп аккумуляторов);

На мой взгляд разделение АКБ на группы не имеет смысла, т.к. в катере сделана единая проводка 12 Вольт. Не будете же Вы резать проводку?)))
Кроме того, разделение АКБ на группы не даёт никаких преимуществ.

Так что по-прежнему рекомендую использовать один контроллер на 60 Ампер.

lazy
3. При наличии 2-х контроллеров как запитать инвертор 220В бойлера;

Если 2 контроллера подключены к одной группе АКБ, то в схеме ничего не меняется - установленный инвертор продолжает работать, как раньше.
 
lazy
4. Куда девать излишки энергии, когда аккумуляторы заряжены (например после 2-4 часов хода в крейсерском режиме на 50-60 км#ч), поскольку остальные потребители работают либо прерывисто (бойлер и холодильник), либо их одиночное потребление крайне мало (радар и эхолот около 15 Вт#ч, может чего еще ватт на 10 наскребется, а приборы вообще пашут от СТАРТЕРНЫХ аккумуляторов, коих сейчас стоит тоже два и трогать их не предполагается). Грубо говоря можно ли тупо отключить СБ переключателем от контроллера зарядки и потребителей;

СБ можно отключать, но смысла в этом нет, т.к. если АКБ полностью заряжены и нет нагрузки, то контроллер заряда сам отключит СБ, а точнее, будет брать от СБ ровно столько, сколько требуется для поддержания полного заряда АКБ и питиания нагрузок, подключенных к АКБ.
 
lazy
5. Как влияет тень от оборудования на СБ (антенна радара), которое не перенесешь в другое место (в принципе можно сам катер "доворачивать" два-три раза в сутки, ориентируя так, что-бы тень была минимальной);

В предложенном варианте (6 СБ по 12 В, подключенных параллельно) тень от антенны будет иметь минимальное влияние - та СБ, на которую будет падать тень, будет снижать выработку энергии примерно в 5 раз, но остальные СБ будут работать на полную мощность.
 
lazy
6. Учитывая ваш практический опыт какое "железо" можете порекомендовать, принимая во внимание, что роса и сырость на судне обыденное явление (предполагал использовать специальные яхтенные железки MasterVolt со степенью защиты IP65);

Контроллер Morningstar TS-60 был предложен не случайно. Если Вы посмотрите характеристики контроллера, то увидите там строчку:
Влажность (без конденсата):     0...100%
Все контроллеры Morningstar имеют специальное покрытие печатной платы и всех элементов на ней специальным лаком, что позволяет им работать в тяжёлых условиях при 100% влажности. В интернете, на зарубежных ресурсах я лично читал отзывы о положительном опыте многолетней эксплуатации этих контроллеров на водном транспорте.

lazy
7. Какова степень надежности крепления и вообще структурной прочности самих панелей (площадь у них не маленькая), учитывая, что хождение в волну на катере в море сравнимо с гонками по бездорожью и ухабам (крыша усиленная стрингерами точно выдержит, а вот сами панели не полопаются?);

Крепёж и панели выдерживают ветровую нагрузку до 50 м/с (180 км/ч), так что прочность как крепежа, так и панелей очень высокая. Панели не полопаются. Никогда не слышал о подобных проблемах.
 
lazy
Все работы планирую произвести в этот межсезонный период совместно с официальным дилером катеров в С-Пб (предварительное согласие получено), есть-ли у Вас представительство в нашем регионе дабы привлечь специалистов на платной основе к реализации проекта?
В целом вопросов очень много, начиная с того, что источников энергоснабжения помимо будущей солнечной мини электростанции, еще два (основные двигатели и береговое 220В питание или переносной 220В генератор) от которых в настоящее время заряжаются ВСЕ аккумуляторы (и стартовые и сервисные) и работают все потребители.

На большое кол-во вопросов я уже ответил ранее, в частности и про представительство, которого в СПБ у нас пока нет.
Если будут новые, спрашивайте!
 
Админ
Регистрация: 29.07.11 Сообщения: 994
16 сентября 2016 г.
lazy
Предельно можно разместить 2 аккумулятора по "морские" 200 А*ч 12В глубокого разряда до 70% (ВЗАМЕН 2-х имеющихся сервисных 2х100 А*ч 12В)

Забыл прокомментировать про "морские" АКБ. Уверяю Вас, понятия "морские" не существует, а появилось это понятие и ему подобные "лодочные аккумуляторы" из-за того, что менеджеры решили разделить рынки сбыта.
На самом деле, все гелевые АКБ примерно одинаковые и у нас, в частности, для катеров, яхт и лодок очень много раз покупали гелевые аккумуляторы Delta разной ёмкости и никто не жаловался на их работу.
Так что подумайте, стоит ли переплачивать за якобы "морские" АКБ...
Админ
Регистрация: 29.07.11 Сообщения: 994
16 сентября 2016 г.
vsv
Все контроллеры Morningstar имеют специальное покрытие печатной платы и всех элементов на ней специальным лаком, что позволяет им работать в тяжёлых условиях при 100% влажности. В интернете, на зарубежных ресурсах я лично читал отзывы о положительном опыте многолетней эксплуатации этих контроллеров на водном транспорте.

 
За это разъяснение особенная благодарность! Добавочное кол-во эл. энергии потребления возникло в связи с некоторыми изменениями в схеме потребителей (в частности подключения многозонной аудиосистемы (в рубке, каюте и кокпите), аудиосервера с Wi-Fi Lowrance (или как там они Sonic Hub называют) вместо шедшей в допах магнитолы (знал бы, никогда не повелся на такой "доп" хоть и из самой омериги). Бойлера с инвертором тоже не планировалось, но раз пошла такая пьянка... Тем паче, что в катере производителем УЖЕ заложена такая возможность, есть рекомендации по дооснащению и подключению, а так-же специально выделено место для крепежа в трюме и монтажный люк (аккурат войдет на 41 л со всеми своими "побрякушками"). Бойлер может комплектоваться нагревателем на 500 Вт или 1200 Вт. Исходя из суровости мужского быта, имхо нагреть его разок в сутки (а то и в двое) будет достаточно. Касательно сроков навигации, то они приводились по предыдущему опыту хождения на катерах по Ладоге, Онеге, а на этом "крейсере" можно и до ноября навигацию смело продлить (шторм до 8 баллов по паспорту, лично подтверждено!). В принципе и до ледостава можно, только удовольствие это сомнительное, а в октябре знаю места где лосося можно поднять недалеко от побережья финского залива. В общем все эти "апгрейды" заложены на межсезонье и будут еще наверное раз сто корректироваться. Самым важным для меня (собственно для чего все и затевалось) станет увеличение энерговооруженности за счет СП. Что касается бойлера, то в принципе его можно включать ТОЛЬКО на время хода (пусть греется от моторов, все равно они в никуда генераторами молотят гору эл. энергии), а потом он будет поддерживать нужную температуру (по паспорту падение -3 градуса за сутки).

vsv
Уверяю Вас, понятия "морские" не существует, а появилось это понятие и ему подобные "лодочные аккумуляторы" из-за того, что менеджеры решили разделить рынки сбыта.

 
Тут термин "морские" использован в качестве названия серии гелевых аккумуляторов Deka (они имеют схожую конструкцию с нынешними сервисными) и без труда переносят цикл глубокой разрядки (если не ошибаюсь, то до 80% от емкости) по заверениям производителя. В остальном полностью с вами согласен.

vsv
Я уже предлагал установить 6 СБ по 150 Вт и несмотря на то, что Вы изменили исходные данные и уже вместо 1200 Вт*час энергии хотите получить от СБ 2500 Вт*час

 
Без учета бойлера (если греть его от генераторов основных двигателей и инвертора) имхо как раз те самые 1800 Вт и получатся, плюс музыку можно потише, переключить только на кокпит или только в каюту...
В сухом остатке (если я правильно все понял) имеем 6 СБ 12В по 160 Вт, один контроллер Morningstar TS-60, парочку т.н. сервисных батарей по 200 Ач гелевых глубокого разряда, панели объединены в 2 группы по 3 параллельно и сами группы параллельно соединены на контроллере. Если что-то не так понял, поправьте пожалуйста. Остается ряд вопросов, без обсуждения которых эту тему все интересующиеся посчитают неполной:
1. Имеем контроллер с одним мощным выходом для заряда пары запараллеленых аккумуляторов, какие меры можно предпринять по увеличению их живучести? Есть ли способ ограничения тока заряда или можно ли их врубить через умный диодный разделитель? Видел у MasterVolt фигни, которые врубаются между акум. и позволяют их заряжать по цепочке сколько угодно (один самый подсаженный заряжается до состояния общей паршивости "по палате", а дальше вся группа заряжается и подзаряжается). Заранее прошу прощения за подобные вопросы вне сферы вашей деятельности, но к сожалению толкового специалиста встретишь не часто, а готового к общению и того реже.
2. Имеем 2 здоровенных моторных агрегата, выплевывающих в систему довольно большой ток (даже на 1200 обмин он может быть уже порядка 80-90 А при прогреве двигателей), как это будет влиять на всю схему? Или на время их работы нужно отключать всю систему солнечного энергоснабжения каким-нибудь разрывателем типа тех, что сейчас стоят (на 160А) и врубают разные режимы работы сервисных батарей?
3. Если я правильно понял, то подключение берегового питания 220В или переносного генератора 220В в эту розетку не вызовет катастрофы? В настоящий момент же стоит зарядник 220В на 20А на 2 группы аккумуляторов (хватит ли его на сервисные удвоенной мощности или добавить еще один?).
Во время проведения работ планирую формировать фотоотчет и для себя и могу выслать всем заинтересованным (судя по перечитанным мною форумам это довольно расхожая тема, в т.ч. и у автокемперов), но испытания точно не ранее весны 2017 г.
Участник
Регистрация: 15.09.16 Сообщения: 6
16 сентября 2016 г.
lazy
В сухом остатке (если я правильно все понял) имеем 6 СБ 12В по 160 Вт, один контроллер Morningstar TS-60, парочку т.н. сервисных батарей по 200 Ач гелевых глубокого разряда, панели объединены в 2 группы по 3 параллельно и сами группы параллельно соединены на контроллере. Если что-то не так понял, поправьте пожалуйста.

Вы всё правильно поняли.

lazy
1. Имеем контроллер с одним мощным выходом для заряда пары запараллеленых аккумуляторов, какие меры можно предпринять по увеличению их живучести? Есть ли способ ограничения тока заряда или можно ли их врубить через умный диодный разделитель?

900 Вт СП, подключённые через PWM-контроллер на 60 Ампер, выдадут ток зарядки не более 60 Ампер, что допустимо для АКБ суммарной ёмкостью 400 Ач.
Максимальный допустимый ток заряда для большинства гелевых АКБ составляет 20% от их ёмкости, т.е. 80 Ампер для ёмкости 400 Ач.
Так что ограничивать ничего не нужно.
 
lazy
2. Имеем 2 здоровенных моторных агрегата, выплевывающих в систему довольно большой ток (даже на 1200 обмин он может быть уже порядка 80-90 А при прогреве двигателей), как это будет влиять на всю схему?

С учётом того, что эти моторы с генераторами уже работали на 2 АКБ по 100 Ач, для которых максимальный ток зарядки не должен превышать 40 Ампер, у меня есть подозрение, что в катере установлен какой-то ограничитель зарядного тока.
Самый простой способ убедиться в этом - немного разрядить сервисные АКБ, запустить моторы на полную мощность и токовыми клещами постоянного тока измерить ток заряда АКБ.

Тем не менее, даже если есть ограничение тока заряда, в солнечную погоду нужно будет отключать СБ автоматом в момент работы моторов, т.к. суммарный ток от генераторов и от СБ точно превысит допустимый.

lazy
3. Если я правильно понял, то подключение берегового питания 220В или переносного генератора 220В в эту розетку не вызовет катастрофы? В настоящий момент же стоит зарядник 220В на 20А на 2 группы аккумуляторов (хватит ли его на сервисные удвоенной мощности или добавить еще один?).

Да, никакой катастрофы не произойдёт. Также, как и при работе моторов, в солнечную погоду нужно будет отключать СБ автоматом при подключении к сети 220В.
Зарядник лучше заменить на модель с током 40 Ампер или добавить еще один на 20 Ампер.
Можно и не менять, но тогда время заряда увеличится в 2 раза.

lazy
Во время проведения работ планирую формировать фотоотчет и для себя и могу выслать всем заинтересованным

Отлично! Присылайте фото на mail@solnechnye.ru с пометкой "для форума", а я буду добавлять их в эту тему.
 
Админ
Регистрация: 29.07.11 Сообщения: 994
16 сентября 2016 г.
Огромное спасибо за ответ. Можно ли выложить ссылки на то оборудование, которое в конечном итоге выбрал? Часть железок не с вашего сайта.
Участник
Регистрация: 15.09.16 Сообщения: 6
16 сентября 2016 г.
Выкладывайте.
Если сочту нужным, удалю лишнее.
Админ
Регистрация: 29.07.11 Сообщения: 994
17 сентября 2016 г.
1. СП возьму у Вас, согласно вашей рекомендации (по кабельной продукции и коннекторам было-бы неплохо совет получить) соответственно 6 штук https://www.solnechnye.ru/batareya/solnechnaya-batareya-Chinaland-CHN150-36M-150W-12V.htm (первоначально планировал большее кол-во, но потом прикинул, что половина этих панелей так или иначе будет затеняться либо прожектором, антенной радара, мачтой навигационных огней и пр. фигней, которая предопределена к обязательному наличию морским регистром, да и батареи пихать некуда (но о них еще нужно посоветоваться));
2. Крепеж, кабели, коннекторы для СП тоже возьму у Вас. Сразу еще небольшой попутный вопрос: Можно ли смывать сверху пыль, соляную пену и разводы под небольшим но достаточным давлением разбрызгивателя стационарной штатной бортовой мойки?;
3. Аккумуляторы тоже Ваши G12-200, 200 Ач, GEL, производства Challenger https://www.solnechnye.ru/akkumulyatory/akkumulyatornaya-batareya-Challenger-G12-200.htm 2 штуки, плюс кабельные перемычки, остальные кабели по ходу монтажа внутри катера. Здесь в Питере есть вариант установки вместо гелевых аккумуляторов LiFePO4 (2x180 Ач), которые без труда глотают огромные зарядные токи, оборудованы модулями баланса и защиты BCM150 (ссылка на паспорт от 120 Ач http://radio-technika.ru/wp-content/uploads/2016/07/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82-RT-L120.pdf от 180 Ач в электронном виде не нашел). Удовольствие не дешевое, но их можно практически в ноль разряжать без проблем. Поскольку я все равно планировал заменить береговое зарядное, то можно сразу воткнуть трехканальную систему от MasterVolt ChargeMaster 12/50-3 с поддержкой LiFeOP4 аккумуляторов, ограничением зарядки и системой мониторинга, объединяющей все девайсы MasterVolt http://mvr.ru/catalog/product/chargemaster-1250-3;
P.S.
vsv
С учётом того, что эти моторы с генераторами уже работали на 2 АКБ по 100 Ач, для которых максимальный ток зарядки не должен превышать 40 Ампер, у меня есть подозрение, что в катере установлен какой-то ограничитель зарядного тока.

 
Совершенно точно на выходе генератора каждого двигателя стоит выпрямитель-регулятор по типу автомобильных, но алгоритм его работы мне неизвестен. По заявлению производителя напряжение отсечки заряда составляет 14,5В (что немного недостаточно для LiFePO4, но вполне приемлемо (по заявлению производителя аккумуляторов), главное их несколько раз за сезон дозаряжать до 100% береговой 220В или от СП). Береговая зарядка MasterVolt на 3 независимых линии позволяет настраивать каждую из них отдельно на группы аккум. или отдельные аккум. В общем со стороны генераторов двигателей и берегового зарядника (кроме его замены) мне точно ничего менять не нужно, разве что поменять на более мощные коммутирующие провода.
4. Немного не понял принцип выбора СП контроллера типа PWM (почему не FLEXmax MPPT 80 А на нем можно регулировать напряжение зарядки до 14,6В для LiFePO4 насколько я понял, да и стартерные батареи такая напруга вряд ли убьет (если вдруг надумаю подключить с учетом потерь по дороге останется как раз 14,2-14,5В). По FLEXmax MPPT 80 А подробной инфы не нашел. Есть еще TriStar MPPT 60 А (панели можно подключить последовательно-параллельно) или в идеале MasterVolt Solar Chargemaster SCM60 MPPT-MB (до 1600 Вт на 24В при последовательно-параллельном подключении СП). Есть ли смысл мутить какое-нибудь дополнительное реле отсечки заряда http://mvr.ru/catalog/product/si-series ?
5. Вопрос немного не в тему: Есть ли общий принцип предпочтительного выбора СП? Что лучше, когда можно к примеру разместить пару 100Ваттных СП 12В или 4 панели по 50Вт (или 4 по 100 против 8х50)? Это для интересующихся владельцев по соседству.
Еще раз благодарю за Ваши ответы и проявленное внимание.
Участник
Регистрация: 15.09.16 Сообщения: 6
Отредактировано 17 сентября 2016 г. vsv
lazy
по кабельной продукции и коннекторам было-бы неплохо совет получить

При заказе конкретного оборудования мы рассчитаем необходимые сечения всех кабелей в зависимости от их длины и предложим всё необходимое.

lazy
Можно ли смывать сверху пыль, соляную пену и разводы под небольшим но достаточным давлением разбрызгивателя стационарной штатной бортовой мойки?

Да.

lazy
Здесь в Питере есть вариант установки вместо гелевых аккумуляторов LiFePO4 (2x180 Ач)

Интересное решение - разместить внутри сандартного корпуса автомобильной АКБ ячейки LiFePo4 с балансиром. Проблема в том, что нельзя проверить - что же внутри...
Из характеристик RT-L120 по указанной ссылке у меня возникли вопросы по 2 пунктам:
1. Напряжение заряда …14,6 В (все стандартные LiFePo4 АКБ на 12 Вольт имеют напряжение заряда 14,4 В)
2. Отключение при заряде …15,6 В (возможно у меня недостаточно знаний по LiFePo4, но наскольо я знаю, при напряжении 15,6 В АКБ уже может взорваться).
Моё мнение по другим аспектам использования LifePo4 здесь.

lazy
можно сразу воткнуть трехканальную систему от MasterVolt ChargeMaster 12/50-3 с поддержкой LiFeOP4

Ранее не был знаком с MasterVolt, поэтому воспринимайте мои замечания скептически:
на мой взгляд, Вам имеет смысл присмотреться к продукции голландской компании Victron с 40-летним опытом производства. Зарядные устройства и инверторы Victron представлены на нашем сайте, массово используются на речном и морском транспорте и имеют цену почти в 2 раза ниже, чем MasterVolt, при схожих характеристиках.
Например, зардное устройство на 3 канала Centaur Charger 12/50 стоит сейчас 43 200 рублей. Характерстики модели Centaur Charger 12/20 можно посмотреть на нашем сайте (отличие от Centaur Charger 12/50 только в токе заряда, габаритах и цене).

lazy
Береговая зарядка MasterVolt на 3 независимых линии позволяет настраивать каждую из них отдельно на группы аккум. или отдельные аккум.

Вот здесь я конечно на 100% не уверен, но думаю, что Вы ошибаетесь, т.к. все известные мне зарядные устройства на 3 линии просто делят зарядный ток на 3 группы АКБ и по отдельности каждую из этих линий настроить невозможно. Т.е. все выходы работают по одинаковому алгоритму заряда с одинаковыми напряжениями заряда и весь зарядный ток сперва направляется на линию с наиболее разряженными АКБ, а затем делится между линиями.
 
lazy
Немного не понял принцип выбора СП контроллера типа PWM

Во-первых, все контроллеры Morningstar (PWM и MPPT), контроллеры Outback и большинство контроллеров Epsolar имеют возможность настройки напряжения заряда, что позволяет подключать к ним разные типы АКБ, в т.ч. и LiFePo4.

Во-вторых, приведу плюсы и минусы PWM и MPPT, исходя из которых и особенностей вашего случая я предложил PWM-контроллер:
1. PWM-контроллер ввиду относительной простоты практически невозможно "убить", что важно для автономного плавания. А если, например, у MPPT-контроллера отключить АКБ при подключенных СБ, то MPPT-контроллер с высокой долей вероятности сгорит.
2. В условиях солнечной погоды MPPT контроллер будет давать выигрыш до 30% по сравнению с PWM в получаемой энегрии от СБ одинаковой мощности. Подробнее в этом сравнении.
Однако, при пасмурной погоде оба типа контроллеров будут выдавать одинаковое кол-во энергии, а в некоторых случаях MPPT даже может проигрывать PWM контроллеру.
Тем не менее, суммарная выработка энергии за большой период времени при применении MPPT-контроллера будет больше примерно на 20%.
3. Для 900 Вт СБ при напряжении АКБ 12 Вольт MPPT-контроллер на 60 Ампер не подойдет (максимум можно будет подключить 800 Вт). Т.е. нужно будет использовать два контроллера TS-MPPT-45 или один FLEXmax MPPT 80 А (в обоих случаях получается очень дорого по сравнению с использованием PWM контроллера на 60 Ампер).
По контроллеру FLEXmax 80 у меня нет сведений, как он будет работать в условиях высокой влажности, в связи с чем я его и не предлагал.
 
lazy
Есть ли смысл мутить какое-нибудь дополнительное реле отсечки заряда http://mvr.ru/catalog/product/si-series ?

По ссылке практически нет информации об этом реле, но, на мой взгляд, никакие дополнительные реле не нужны.

lazy
Есть ли общий принцип предпочтительного выбора СП? Что лучше, когда можно к примеру разместить пару 100Ваттных СП 12В или 4 панели по 50Вт (или 4 по 100 против 8х50)? Это для интересующихся владельцев по соседству.

Я бы выбрал минимальное кол-во СП с максимальной мощностью исходя из того, что будет меньше коммутационных проводов, т.е. система будет проще.

Обратите также внимание интересующихся на эти материалы:
Выбор солнечной батареи
Способы проверки солнечных батарей
Как просто измерить мощность солнечной панели при покупке?
Админ
Регистрация: 29.07.11 Сообщения: 994
17 сентября 2016 г.
Огромное СПАСИБО! Множество вопросов стало понятным в силу Вашей убедительной аргументации, крайне жаль, что нет представительства в С-Пб! Почти два дня угробил на общение с различными организациями, предлагающими готовые проекты с монтажом на предмет оказания платной технической поддержки и контроля за правильностью сборкиподключения - результат меньше чем нулевой. Предлагают какие-то готовые варианты в лучшем случае, которые мне однозначно не подходят либо вообще не в теме, а просто железяками торгуют (непонятно кто тогда тем самым монтажом занимается).
В ходе нашего общения и детальной проработки этой темы, вопрос солнечной энергетики меня крайне заинтересовал в плане реализации стационарной автономно-резервной системы для загородного дома. С электричеством полная ж*, мой покойный друг, увлекающийся инженер-электронщик в свое время соорудил мне в соседнем с котельной помещении мощный сетевой регенератор, после чего перестало сгорать все подряд (от лампочек и холодильников до ТВ, Hi-Fi аппаратуры и т.п.). Сейчас закопан газгольдер на участке на 5 кубов, от которого работает котел с бойлером косвенного нагрева, а все остальное пашет от сетевого регенератора. В качестве резервного питания стоит газовый генератор (но он довольно сильно тарахтит даже в отдельном помещении), который запускается довольно часто. Планирую (если все нормально пройдет с катером) в качестве эдакого "выравниюще-компенсирующего" варианта блок солнечных батарей (зимой не особо наверное поможет, но зимой и дачников меньше и напряжение так не прыгает), но это уже отдельная история.
Еще раз спасибо.
Участник
Регистрация: 15.09.16 Сообщения: 6
17 сентября 2016 г.
Огромное пожалуйста! )))

Да, компаний, предлагающих солнечные батареи, в последние годы становится всё больше и больше. Но абсолютное большинство из них - перепродавцы.
Мы же являемся дистрибьютором солнечных панелей и контроллеров заряда. Кроме того, все готовые решения, представленные на нашем сайте, разработаны нами. И в описании каждого готового решения сказано, что мы можем предложить индивидуальное решение для каждого случая. И, как Вы уже убедились, действительно можем.

lazy
В ходе нашего общения и детальной проработки этой темы, вопрос солнечной энергетики меня крайне заинтересовал в плане реализации стационарной автономно-резервной системы для загородного дома.

Давайте сначала реализуем проект с катером, а потом можно будет обсудить и этот вопрос.
Админ
Регистрация: 29.07.11 Сообщения: 994