Стр.: 1
Надо войти или зарегистрироваться
  Сообщений: 64
10 апреля 2025 г.
#1
Здравствуйте! Освобождаются 96 литий-ионных ячейки из электромобиля. Хочу пристроить их к инвертору. Инвертор подразумевает 48в аккум. Подскажите какие тонкости, подводные камни? Обязательна ли бмс? Хочу подцепить по схеме 13 последовательно секций из 7 паралельно соединённых ячеек. Мысль такая что лишняя 13ая секция и 7 параллельно соединённых элементов в каждой секции усреднит токи и уменьшит напряжение на каждой секции и можно обойтись без бмс? Или это неправильная идея?

От администратора: тема была создана и перенесена из сообщений в другой теме.
Участник
Регистрация: 14.02.24 Сообщения: 45
Отредактировано 10 апреля 2025 г. vsv
Вечер добрый!
Идея не только неправильная, но и очень вредная.
Во-первых, ячейки просто так не освобждаются - они отслужили свой срок службы и хотя и имеют большую остаточную емкость, при этом также имеют очень большой разброс параметров (напряжение, внутреннее сопротивление, степень потери емкости и т.п.).
Использование таких ячеек без БМС неминуемо приведет к перезаряду части ячеек и пожару, который водой и огнетушителем не потушить. Поэтому лучше не шутить с такими вещами.

Не понятно, как Вы пришли к тому, что нужно 13 ячеек последовательно, да еще считаете, что одна из них лишняя...
Литиевые элементы LiFePo4 имеют условно номинальное напряжение 3 Вольта (100% заряда при 3,6 В). Для 48-вольтовой АКБ нужно 16 элементов последовательно.
То есть схема должна быть - 16 ячеек в одну АКБ (БМС на 16 ячеек) и 6 таких блоков АКБ соединить параллельно и соединить их БМС (замечу, что я пока не встречал БМС, позволяющих объединять 6 АКБ параллельно - если найдете такую, напишите здесь).
Админ
Регистрация: 29.07.11 Сообщения: 1160
Отредактировано 10 апреля 2025 г. vsv
А почему LiFePo4? Я писал про Li-Ion. У меня такие. 48 разделил на 3.7, получил 13 штук. Согласен, с запасом погорячился. 12.97 это практически 13 без запаса. По ходу возник вопрос. Что Li-Ion склонны к возгоранию, понятно, а LiFePo4 вроде как считаются безопасными? Типа уступают в энерговместимости, но зато не горят, почему и получили большую популярность, или я ошибаюсь? По поводу схемы подключения немного не так. Если взять вариант с 6 акб по 16 элементов, то балансировать 16 групп по 6 параллельно соединённых элементов одной бмс. Так нельзя? Понятно, что из-за разброса внутреннего сопротивления ячейки внутри этой группы из 6 элементов будут по разному заряжаться, но это защитит от перезаряда. И ещё обнаружил другой момент - в настройках инвертора есть пункт floating charging voltage который можно изменять в интервале 48.0~61.0 V. Означает ли это что я могу собрать АКБ с номинальным напряжением 60в, выставить в этом пункте 60 и всё будет работать? Или это о другом?
Участник
Регистрация: 14.02.24 Сообщения: 45
Отредактировано 10 апреля 2025 г. vsv
LiFePo4 или LFP - это один из видов литий-ионных АКБ, наиболее часто применяемых в китайских электромобилях и не только в китайских. Существует несколько разновидностей литий-ионных АКБ, из которых в электромобилях применяют один из следующих: LFP, MNC, NCA (какой из этих типов у Вас, мне пока не известно, да похоже и Вам тоже...).

LiFePo4 в интернете действительно вроде как считаются безопасными, однако в реальности при нарушении правил эксплуатации горят они точно также, как и другие литиевые АКБ, т.к. во всех этих АКБ общим является литий, который и любит гореть от терморазгона (наиболее часто от перезаряда, но может и просто от перегрева).

Aleksander
Если взять вариант с 6 акб по 16 элементов, то балансировать 16 групп по 6 параллельно соединённых элементов одной бмс. Так нельзя?

Теоретически можно, но на практике в готовых АКБ я не встречал более 2 параллельно соединенных элементов, и то это были элементы емкостью от 50 до 100 Ач. А у Вас скорее всего емкость элемента 150-200 Ач. Для 6 параллельных элементов с емкостью 150 Ач получится общая емкость 900 Ач. Попробуйте найти БМС на такую емкость - думаю, не получится.
Как выглядят и подключаются качественные БМС внутри АКБ, можно посмотреть здесь.
 
Aleksander
в настройках инвертора есть пункт floating charging voltage который можно изменять в интервале 48.0~61.0 V. Означает ли это что я могу собрать АКБ с номинальным напряжением 60в, выставить в этом пункте 60 и всё будет работать? Или это о другом?

Вы путаете номинальное наряжение и напряжение заряда - это разные вещи. Для LFP АКБ с номинальным напряжением 48 Вольт напряжение заряда равно 57,6 Вольта. То есть для АКБ из 16 элементов LFP типа нужно выставить этот параметр в 57,6 V.  
Та же ошибка и в Вашем расчете 13 ячеек.
 
Админ
Регистрация: 29.07.11 Сообщения: 1160
Отредактировано 10 апреля 2025 г. vsv
Спасибо! Обратимся к цыфрам. У меня на Лифе стоит 24 кВтч батарея (10 лет), от которой на данный момент осталось 15кВтч. Т.е. если я правильно понимаю, 15000:96:3.7=42 Ач примерно в каждой ячейке. Можно сделать две сборки запараллелив по 3 элемента. На 150А вроде найти БМС уже не трудно. Если, конечно, я правильно понимаю всё это.
vsv
Вы путаете номинальное наряжение и напряжение заряда - это разные вещи. Для LFP АКБ с номинальным напряжением 48 Вольт напряжение заряда равно 57,6 Вольта

 
А почему жёстко не поставить для 48в АКБ 57.6В? В чём смысл изменения этого параметра?
Участник
Регистрация: 14.02.24 Сообщения: 45
Отредактировано 10 апреля 2025 г. vsv
vsv
Та же ошибка и в Вашем расчете 13 ячеек.

 
У сына на самокате 48v АКБ состоит из 13 элементов и заряжается до 53-54В точно не помню. Если я правильно понимаю, у ли-ион АКБ номинал 3.7В, у лиферо 3В. У меня точно ячейки с номиналом по 3.7V. Понял что не лучший вариант использовать их в качестве АКБ для инвертора, но если всё же рассмотривать их применение, что посоветуете?
Сделать сборку из 16, пусть недозаряжаются, зато безопасно?
Участник
Регистрация: 14.02.24 Сообщения: 45
Отредактировано 10 апреля 2025 г. vsv
Aleksander
Спасибо! Обратимся к цыфрам. У меня на Лифе стоит 24 кВтч батарея (10 лет), от которой на данный момент осталось 15кВтч. Т.е. если я правильно понимаю, 15000:96:3.7=42 Ач примерно в каждой ячейке. Можно сделать две сборки запараллелив по 3 элемента. На 150А вроде найти БМС уже не трудно. Если, конечно, я правильно понимаю всё это.

Пожалуйста!
Цифры - это прекрасно, с них и нужно было начинать, чтобы не гадать...
Не знал, что на электромобилях бывают такие маленькие по емкости АКБ - это же всего 100 км пробега на одной зарядке.
Вы все правильно поняли. Думаю, что по 3 элемента вполне можно запараллелить.

Aleksander
А почему жёстко не поставить для 48в АКБ 57.6В? В чём смысл изменения этого параметра?

Смысл в том, что для разных типов АКБ нужно выставить разное значение, посмотрев нужную величину в паспорте АКБ.
 
Aleksander
У сына на самокате 48v АКБ состоит из 13 элементов и заряжается до 53-54В точно не помню. Если я правильно понимаю, у ли-ион АКБ номинал 3.7В, у лиферо 3В. У меня точно ячейки с номиналом по 3.7V.

Все правильно, разные номиналы элементов у разных типов литиевых АКБ.
Если номинал 3,7, то действительно нужно 13 элементов для 48 В АКБ. Я не ожидал применения таких АКБ в электромобиле, это манганат лития (Li-Mn), то есть это четвертый тип литиевых АКБ для электромобиля (но возможно я и ошибаюсь здесь и все таки это MNC тип, но это уже ничего не меняет).
 
Aleksander
Понял что не лучший вариант использовать их в качестве АКБ для инвертора, но если всё же рассмотривать их применение, что посоветуете?
Сделать сборку из 16, пусть недозаряжаются, зато безопасно?

Ну почему же не лучший... очень даже хороший вариант при условии, что существует такая БМС (для 13 элементов по 3,7 В). Попробуйте поискать, ведь для велосипеда такая БМС существует (понятно, что там емкость гораздо меньше, но наверно можно найти и на бОльшую емкость).
Сборку на 16 элементов из таких АКБ делать нельзя, т.к. будет разряд элементов ниже предельного значения в этом случае. 
Админ
Регистрация: 29.07.11 Сообщения: 1160
Отредактировано 10 апреля 2025 г. vsv
vsv
это же всего 100 км пробега на одной зарядке

 
Если честно, 15кВт и на 100 не хватает. Даже без кондиционера и отопления. А если ещё заморочиться подогревом батарей... Конечно, наверное надо было сразу брать машину с дохлой ВВБ и ставить нормальную, но это другая история).

vsv
Сборку на 16 элементов из таких АКБ делать нельзя, т.к. будет разряд элементов ниже предельного значения в этом случае. 

 
Спасибо! Не подумал об этом
Участник
Регистрация: 14.02.24 Сообщения: 45
Отредактировано 10 апреля 2025 г. vsv
Наконец дошли руки собрать батарею 48в для инвертора из 13 элементов li-ion по 3.7в. Столкнулся с такой проблемой. БМС купил 17S, (в схеме к нему показано что 12 соединяется с 16, а 13 14 15 не задействуются, крайний 17 вешается на + батареи). Но при подключении БМС все ячейки выровнялись с разницей в тысячные доли вольт, а последняя что висит на 17 выводе отстаёт аж на 0.1в! Сижу и сомневаюсь, может более правильно последовательно все соединить и 13 повесить на + ? Или я что-то не учёл?
Участник
Регистрация: 14.02.24 Сообщения: 45
Отредактировано 10 апреля 2025 г. vsv
Aleksander, соединять нужно всегда согласно схеме. 
А отставание на 0,1 Вольта скорее всего говорит о плохом состоянии ячейки, а не о неправильной работе БМС.
Для проверки Вы можете поменять местами ячейки и посмотреть на результат.
И вообще 0,1 В - это не то, на что нужно обращать пристальное внимание.
Админ
Регистрация: 29.07.11 Сообщения: 1160
Отредактировано 10 апреля 2025 г. vsv
Спасибо! Наверное, действительно плохая ячейка. При случае заменю. Ещё возник вопрос. Если БМС у меня на 80А (в пике 240), мне надо в инверторе установить макс. ток зарядки 80?
Участник
Регистрация: 14.02.24 Сообщения: 45
Отредактировано 10 апреля 2025 г. vsv
Пожалуйста.

Aleksander
Если БМС у меня на 80А (в пике 240), мне надо в инверторе установить макс. ток зарядки 80?

Да, если такой ток подходит для АКБ.
 
Админ
Регистрация: 29.07.11 Сообщения: 1160
Отредактировано 10 апреля 2025 г. vsv
Выяснил, вроде до 40А нормально терпят. Пока сделал сборку 13s из попарно запараллеленых элементов. Осталось элементов ещё на 2 такие сборки. Скажите, стоит ли заморачиваться каждую со своими БМС или подцепить все на одну существующую?
Участник
Регистрация: 14.02.24 Сообщения: 45
10 апреля 2025 г.
Aleksander
Скажите, стоит ли заморачиваться каждую со своими БМС или подцепить все на одну существующую?

Во-первых, нужно обратиться к инструкции на БМС и узнать максимальную емкость АКБ, которую переварит БМС, а также поискать там информацию о том, сколько ячеек можно подключать параллельно.
Во-вторых, во всех промышленных литиевых АКБ, которые я видел, нигде пока не встречал более 2 ячеек в параллель.
 
Админ
Регистрация: 29.07.11 Сообщения: 1160
10 апреля 2025 г.
Не нашел в документации ограничений по количеству и ёмкости. Ладно, повешу на каждую группу по отдельной БМС. Сегодня ночью окончательно сдохла подозрительная ячейка. Напряжение на ней упало до 2.8в. Удобно что всего 2 в группе, легко вычислить уставшую)
Участник
Регистрация: 14.02.24 Сообщения: 45